Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Дороманское искусство

Автор: admin | 16 Мар 2015

Дороманское искусство

В 410 г. Рим был разгромлен вестготами. На протяжении последующих столетий на его территории происходили войны и сменялись населяющие ее народы. В 800 г. возникла первая средневековая империя, из которой выделились впоследствии Франция, Германия и Италия. Варвары переосмысливали христианство и христианские сюжеты в духе своих первобытных мифов. Местное искусство имело прочные народные основы, определяющим для него было декоративно-орнаментальное начало, господствующей в котором была абстрактная «звериная орнаментика».

В эпоху франкской династии Меровингов (486–751) на территории Галлии возник новый будущий романский архитектурный стиль, главными чертами которого являлись простота, мощь и сила. Первые постройки варваров свидетельствуют об упадке строительной техники, забвении римского инженерного искусства (гробница Теодориха в Равенне).

1 Гробница Теодориха в Равенне

Гробница Теодориха в Равенне

Христианизация Европы ведет к интенсивному строительству церквей. Это все тот же тип базилики, но трансепт отодвинут от апсиды к западу, придавая плану церкви форму латинского креста. В базилике исчезает атриум, колокольня сливается со зданием и помещается на перекрестье нефа и трансепта. Встречается и храм типа ротонды. Античные колонны разных ордеров используются вперемешку.

2 Евангелие из Дарроу

Евангелие из Дарроу

Яркие краски и драгоценные материалы – характерные черты произведений прикладного искусства 6-8 вв. – ювелирных изделий, бытовой и церковной утвари. Этот период – царство орнамента. Всякая свободная поверхность: порталы соборов, алтарные преграды, деревянные скамьи и кресла, церковная утварь – украшена динамичным узором из лент, спиралей, голов и лап фантастических животных и птиц.

3 Евангелие из Эхтернаха

Евангелие из Эхтернаха

Особенного расцвета орнамент достиг в рукописных книгах, где сами буквы стали походить на орнамент. Заглавная буква, инициал, разрасталась в целую картину, заменив собой миниатюру. Яркие краски, причудливый узор, оклад из металла, слоновой кости, драгоценных камней, эмали превращали средневековую рукопись в драгоценность. Французские рукописи в основном украшены изоморфическими инициалами, англо-ирландские – плетенкой. (Евангелие из Дарроу, Евангелие из Эхтернаха).

4 Деревянная голова дракона корабля из Озеберга

Деревянная голова дракона корабля из Озеберга

Монументальная живопись и скульптура в 6-8 вв. развития не получили. В сохранившейся резьбе по камню наблюдается полный разрыв с классическим искусством. Чаще всего это резьба со стилизованным узором из фигур зверя или птицы, оплетенных ремнями (деревянные украшения корабля из Озеберга)

5 Дворцовая капелла в Аахене. Экстерьер

Дворцовая капелла в Аахене. Экстерьер

В дороманском искусстве был период так называемой Каролингской империи (кон. 8-1 пол. 9 в.). В это время возникли произведения искусства, отмеченные влиянием античности. Например, центрического типа дворцовая капелла в Аахене – по примеру церкви св. Виталия в Равенне. Особенного развития достигло монастырское строительство. Монастыри представляли сложный архитектурный комплекс, центром которого являлась базилика. Внешнее убранство монастырских церквей было очень скромным, внутри же стены расписывались фресками или покрывались мозаикой.

6 Дворцовая капелла в Аахене. Интерьер

Дворцовая капелла в Аахене. Интерьер

Монументальная живопись в 9 в. была на высокой ступени развития. Влияние античной культуры сказывалось в наличии фонов с изображением классической архитектуры, правильных пропорциях фигур, их светотеневой моделировке, естественности поз и движений. Экспрессивность и напряженность повествования – это новые черты, свойственные западноевропейскому средневековью (ц. св. Иоанна в Мюнстере).

8 Церковь Святого Иоанна в Мюнстере

Церковь Святого Иоанна в Мюнстере

Особого внимания заслуживает каролингская рукописная книга, в которой с чисто декоративным принципом украшения сочетается иллюстративный. На миниатюрах этих рукописей предстают величавые мужи в античных тогах с книгой в руках.

7 Каролингская рукописная книга

Каролингская рукописная книга

10 век был временем больших бедствий для Европы. Книга остается единственным памятником культуры этого времени. Самой популярной книгой стал Апокалипсис, предвещающее гибель человечеству за его грехи.

9 Церковь Святого Кириака в Гернроде

Церковь Святого Кириака в Гернроде

В кон. 10 в. на первый план в Центральной Европе выступает Германия. В Саксонии в этот период интенсивно строятся суровые и неприступные монастыри. Их церкви, сохраняя базиликальный тип, более просты по форме, чем каролингские, четки по объему, лишены наружного декора (ц. св. Кириака).

10 Рукописи школы Рейхенау

Рукописи школы Рейхенау

В миниатюре германских книг этого времени превалируют графичность, плоскостность, холодные локальные цвета; пейзаж сведен до минимума, преобладает золотой фон, экспрессивность чувств доведена до предела (рукописи школы Рейхенау). Отчетливо проступает в немецких миниатюрах народная струя: в декор вплетаются чудища, забавные фантастические фигурки.

Читать далее Романское искусство

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы