« Мышцы головы | Главная | Детали лица »
Эгейское искусство
Автор: admin | 15 Окт 2014
Эгейское искусство
Связующим звеном между Востоком и Древней Грецией являлась эгейская (крито-микенская) культура, которая сыграла огромную роль в формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземного моря. Эгейская культура сложилась и развивалась в 2-3 тыс. до н.э. и была создана племенами, обитавшими на островах и побережье Эгейского моря, материковой Греции, на западном побережье Малой Азии. Открытие эгейской культуры археологами Г. Шлиманом и А. Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии 19-20 вв.
Малая Азия. Одним из важнейших центров эгейской культуры был г. Троя.
Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс.
В замурованном в крепостной стене так называемом кладе Приама найдены многочисленные золотые и серебряные изделия декоративного и ювелирного искусства.
Греция. Города греческого о. Крит начали застраиваться в начале ІІ тыс. до н. э. Ученые предполагают, что около 1700 г. до н. э. они все погибли от какой-то катастрофы, скорее всего от землетрясения. Еще с 18 в. до н. э. главным среди городов Крита стал г. Кносс. В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется своими масштабами (16 тыс. кв. м) Кносский дворец. Он создавался несколько столетий и был построен из кирпича-сырца и камня с большим мастерством и учетом особенностей ландшафта.
Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор (60*28 м). Вокруг двора свободно группируются около 200 помещений, соединенные лестницами и причудливыми переходами. В разных своих частях дворец был разноэтажными. Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища – гимнастическими залами, бассейнами, открытыми площадками для театральных представлений и религиозных церемоний.
Неравномерное освещение Кносского дворца осуществляется с помощью световых колодцев. Особенностью строительной техники дворца являются деревянные колонны на каменной базе, ствол которых утолщался кверху и завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты, из-за чего эти колонны получили название иррациональных.
Стены парадных залов Кносского дворца расписаны фресками в виде фризов и панелей. Изображения фресок – это запечатленная реальность: цветы, папирусы, листья пальм — пальметты, лилии, птицы, животные (кошки, обезьяны, дельфины). В тронном зале на красном фоне стены среди папирусов изображены сказочные существа – грифоны (львы с орлиными головами).
Часто встречается тема игры человека (акробатов, гимнастов) с быком, всегда несоразмерно большим по отношению к человеку. Игры с этим животным, видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл. Усложненная планировка дворца и фрески с изображением быка превратили Кносский дворец в воображении греков в легендарный Лабиринт с Минотавром.
На стенах Кносского дворца множество изображений человеческих фигур, то исполняющих какой-то религиозный обряд, то являющих собой данников с дарами, участников театральных представлений, пиров. В помещении царицы встречаются изображения нарядных женщин с пышными прическами (Парижанка).
Фигуры представляют собой цветовые пятна, не ограниченные контуром. Условность изображений лиц людей сказывается в том, что лицо изображено в профиль, а глаза в фас. Черный, белый, желтый, красный, синий и зеленый цвета составляют праздничную гамму. В росписях декоративность сочетается со свежестью восприятия мира. Общий характер критской живописи не выходит за рамки торжественности и зрелищности искусства Древнего Востока, сохраняя свойственную ему плоскостность и декоративность.
Монументальной скульптуры, культовых и погребальных сооружений на Крите не найдено. Видимо, критяне поклонялись богам на природе, в священных рощах или пещерах. Но известен большой раскрашенный рельеф царя-жреца.
Мелкая пластика Крита, как и живопись, носит декоративный динамичный характер. Маленькие фигурки (животные, изящные женщин-богинь из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках), резьба по камню, художественные изделия из бронзы, золота и серебра, расписная керамика встречаются здесь в большом количестве и все – высокого художественного качества.
Высоким уровнем и тонким вкусом отличается критская керамика, представленная вазами стиля Камарес (по названию пещеры, в которой они найдены). Вазы разнообразных правильных форм покрыты черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические, растительные и звериные орнаменты.
Более поздние вазы декорированы изображениями изгибающихся растений, мотивами морской фауны (моллюсками, морскими звездами, раковинами, осьминогами), и выдержаны в изысканных расцветках (например, белые изображения на лиловом фоне).
В середине ІІ тыс. до н. э. критским городам был нанесен удар ахейцами, вторгшимися с материка. Катастрофа (извержение вулкана и последовавшее за ним наводнение) ускорила разрушение критских городов. С 15-14 вв. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова в г. Микены и г. Тиринф. Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Наиболее ярко ее самобытность проявилась в монументальной архитектуре. Жители этих мест – греки-ахейцы строили свои города-крепости на высоких холмах и укрепляли стенами. Отсюда появилось название «акрополь» — верхний город, где и возводились царские дворцы. Из огромных, грубо отесанных камней весом 5-6 тонн складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота – до 18-20 м. Такую кладку называли циклопической (по имени мифологического гиганта Циклопа).
Особое внимание в архитектуре городов-крепостей уделялось укреплению ворот. Центральные ворота обширной многоярусной Микенской крепости – «Львиные ворота» — представляют собой величественное сооружение, сложенное из вертикально поставленных плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот расположена треугольная известняковая плита, украшенная монументальным рельефом с изображением львиц, образующих декоративную симметричную геральдическую композицию. Это единственный памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве.
Через ворота путь между параллельными стенами ведет на холм, в центре которого размещается дворец. Акрополи в Тиринфе и Микенах дают полное представление о планировке такого дворца. Эти дворцы-крепости более упорядочены, чем Кносский лабиринт. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами.
Центр акрополя – дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет мегарон – большой прямоугольный зал с очагом посередине, служивший для торжественных собраний. Четыре колонны вокруг очага поддерживают навес с отверстием в нем для дыма. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с дворцом. Жилые и подсобные помещения группируются вокруг мегарона. Впоследствии мегарон явился основой для формирования архитектуры античного храма.
Контрастом суровому облику дворца служило богатство интерьера. Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми изразцами. В сюжетах фресок отразилась воинственность ахейцев, где предпочтительнее сцены охот и битв. Композиция приобретает замкнутый статичный симметричный характер, рисунок – сухость и четкость, колорит – пестроту.
О зодчестве ахейцев можно судить по гробницам ахейских царей. Они были двух видов: шахтовые, т. е. прямоугольные в скале (16-15 вв. до н. э.), и купольные, так называемые толосы (15-14 вв. до н. э.). Самая знаменитая гробница найдена Шлиманом у подножия Микенского акрополя и названа им сокровищницей Атрея. К гробнице ведет коридор, вход перекрыт монолитной плитой, диаметр гробницы 14, 5 м, высота куполообразного входа – 13,2 м.
В микенских гробницах найдено большое количество предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, накладывавшиеся на лица умерших (Маска Агамемнона), бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости, кинжалы со сложнейшей инкрустацией. Много драгоценностей было в женском уборе: золотые диадемы, браслеты, кольца. Особенно любили микенцы золотые сосуды в виде голов животных и птиц или рельефным изображением бурных сцен охоты. В формах и характере изделий прикладного искусства можно увидеть как критское, так и восточное влияние.
С середины 12 в. до н. э. ахейцев завоевали дорийские племена. Гибель городов Пелопонесского полуострова означала конец эгейской цивилизации. Однако крито-микенское наследие сыграло огромную роль в развитии искусства Древней Греции.
Читать далее Искусство Древней Греции
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »