Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Эгейское искусство

Автор: admin | 15 Окт 2014

Эгейское искусство

Связующим звеном между Востоком и Древней Грецией являлась эгейская (крито-микенская) культура, которая сыграла огромную роль в формировании искусства народов, живших в бассейне Средиземного моря. Эгейская культура сложилась и развивалась в 2-3 тыс. до н.э. и была создана племенами, обитавшими на островах и побережье Эгейского моря, материковой Греции, на западном побережье Малой Азии. Открытие эгейской культуры археологами Г. Шлиманом и А. Эвансом было одним из важнейших завоеваний археологии 19-20 вв.

Малая Азия. Одним из важнейших центров эгейской культуры был г. Троя.

Г. Троя. Развалины

Г. Троя. Развалины. Малая Азия

Археологи обнаружили остатки крепостных стен, бастионов, зданий, некогда образовывавших единый архитектурный комплекс.

Г. Троя. Реконструкция

Г. Троя. Реконструкция. Малая Азия

В замурованном в крепостной стене так называемом кладе Приама найдены многочисленные золотые и серебряные изделия декоративного и ювелирного искусства.

Золотая диадема из клада Приама. Г. Троя. Малая Азия

Греция. Города греческого о. Крит начали застраиваться в начале ІІ тыс. до н. э. Ученые предполагают, что около 1700 г. до н. э. они все погибли от какой-то катастрофы, скорее всего от землетрясения. Еще с 18 в. до н. э. главным среди городов Крита стал г. Кносс. В критской архитектуре преобладали обширные дворцовые комплексы. Среди них выделяется своими масштабами (16 тыс. кв. м) Кносский дворец. Он создавался несколько столетий и был построен из кирпича-сырца и камня с большим мастерством и учетом особенностей ландшафта.

Кносский дворец. Реконструкция

Кносский дворец. Реконструкция. О. Крит. Греция

Дворец расположен на невысоком холме, центром архитектурного комплекса является прямоугольный двор (60*28 м). Вокруг двора свободно группируются около 200 помещений, соединенные лестницами и причудливыми переходами. В разных своих частях дворец был разноэтажными. Царские апартаменты сменялись более скромными жилыми комнатами, святилища – гимнастическими залами, бассейнами, открытыми площадками для театральных представлений и религиозных церемоний.

Кносский дворец. Развалины

Кносский дворец. Развалины. О. Крит. Греция

Неравномерное освещение Кносского дворца осуществляется с помощью световых колодцев. Особенностью строительной техники дворца являются деревянные колонны на каменной базе, ствол которых утолщался кверху и завершался капителью в виде круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты, из-за чего эти колонны получили название иррациональных.

Кносский дворец. Иррациональные колонны

Иррациональные колонны. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Стены парадных залов Кносского дворца расписаны фресками в виде фризов и панелей. Изображения фресок – это запечатленная реальность: цветы, папирусы, листья пальм — пальметты, лилии, птицы, животные (кошки, обезьяны, дельфины). В тронном зале на красном фоне стены среди папирусов изображены сказочные существа – грифоны (львы с орлиными головами).

Кносский дворец. Тронный зал. Фрески с грифонами

Фрески с грифонами. Тронный зал. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Часто встречается тема игры человека (акробатов, гимнастов) с быком, всегда несоразмерно большим по отношению к человеку. Игры с этим животным, видимо, имели особое распространение и какой-то ритуальный смысл. Усложненная планировка дворца и фрески с изображением быка превратили Кносский дворец в воображении греков в легендарный Лабиринт с Минотавром.

Кносский дворец. Фреска с быком

Фреска с быком. Кносский дворец. О. Крит. Греция

На стенах Кносского дворца множество изображений человеческих фигур, то исполняющих какой-то религиозный обряд, то являющих собой данников с дарами, участников театральных представлений, пиров. В помещении царицы встречаются изображения нарядных женщин с пышными прическами (Парижанка).

Кносский дворец. Помещение царицы. Фреска Парижанка

Фреска Парижанка. Помещение царицы. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Фигуры представляют собой цветовые пятна, не ограниченные контуром. Условность изображений лиц людей сказывается в том, что лицо изображено в профиль, а глаза в фас. Черный, белый, желтый, красный, синий и зеленый цвета составляют праздничную гамму. В росписях декоративность сочетается со свежестью восприятия мира. Общий характер критской живописи не выходит за рамки торжественности и зрелищности искусства Древнего Востока, сохраняя свойственную ему плоскостность и декоративность.

Кносский дворец. Фрески с дельфинами

Фрески с дельфинами. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Монументальной скульптуры, культовых и погребальных сооружений на Крите не найдено. Видимо, критяне поклонялись богам на природе, в священных рощах или пещерах. Но известен большой раскрашенный рельеф царя-жреца.

Кносский дворец. Рельеф Царь-жрец

Рельеф Царь-жрец. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Мелкая пластика Крита, как и живопись, носит декоративный динамичный характер. Маленькие фигурки (животные, изящные женщин-богинь из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках), резьба по камню, художественные изделия из бронзы, золота и серебра, расписная керамика встречаются здесь в большом количестве и все – высокого художественного качества.

Кносский дворец. Богиня со змеями

Богиня со змеями. Кносский дворец. О. Крит. Греция

Высоким уровнем и тонким вкусом отличается критская керамика, представленная вазами стиля Камарес (по названию пещеры, в которой они найдены). Вазы разнообразных правильных форм покрыты черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические, растительные и звериные орнаменты.

Ваза стиля Камарес

Ваза стиля Камарес. О. Крит. Греция

Более поздние вазы декорированы изображениями изгибающихся растений, мотивами морской фауны (моллюсками, морскими звездами, раковинами, осьминогами), и выдержаны в изысканных расцветках (например, белые изображения на лиловом фоне).

Ваза стиля Камарес

Ваза стиля Камарес. О. Крит. Греция

В середине ІІ тыс. до н. э. критским городам был нанесен удар ахейцами, вторгшимися с материка. Катастрофа (извержение вулкана и последовавшее за ним наводнение) ускорила разрушение критских городов. С 15-14 вв. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова в г. Микены и г. Тиринф. Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью, хотя и имела с ней много общего. Наиболее ярко ее самобытность проявилась в монументальной архитектуре. Жители этих мест – греки-ахейцы строили свои города-крепости на высоких холмах и укрепляли стенами. Отсюда появилось название «акрополь» — верхний город, где и возводились царские дворцы. Из огромных, грубо отесанных камней весом 5-6 тонн складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота – до 18-20 м. Такую кладку называли циклопической (по имени мифологического гиганта Циклопа).

Микенская крепость

Микенская крепость. Греция

Особое внимание в архитектуре городов-крепостей уделялось укреплению ворот. Центральные ворота обширной многоярусной Микенской крепости – «Львиные ворота» — представляют собой величественное сооружение, сложенное из вертикально поставленных плит, перекрытых монолитом. Над пролетом ворот расположена треугольная известняковая плита, украшенная монументальным рельефом с изображением львиц, образующих декоративную симметричную геральдическую композицию. Это единственный памятник монументальной скульптуры в эгейском искусстве.

Львиные ворота. Микены

Львиные ворота. Г. Микены. Греция

Через ворота путь между параллельными стенами ведет на холм, в центре которого размещается дворец. Акрополи в Тиринфе и Микенах дают полное представление о планировке такого дворца. Эти дворцы-крепости более упорядочены, чем Кносский лабиринт. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами.

Микенский акрополь

Микенский акрополь. Греция

Центр акрополя – дворец с большим двором. В композиции дворца главную роль играет мегарон – большой прямоугольный зал с очагом посередине, служивший для торжественных собраний. Четыре колонны вокруг очага поддерживают навес с отверстием в нем для дыма. К мегарону ведут сени и портик с двумя колоннами, связывающие его с дворцом. Жилые и подсобные помещения группируются вокруг мегарона. Впоследствии мегарон явился основой для формирования архитектуры античного храма.

Микены. Мегарон

Мегарон. Г. Микены. Греция

Контрастом суровому облику дворца служило богатство интерьера. Стены Тиринфского и Микенского дворцов были расписаны фресками, украшены алебастровыми изразцами. В сюжетах фресок отразилась воинственность ахейцев, где предпочтительнее сцены охот и битв. Композиция приобретает замкнутый статичный симметричный характер, рисунок – сухость и четкость, колорит – пестроту.

Фреска. Тиринф

Фреска. Г. Тиринф. Греция

О зодчестве ахейцев можно судить по гробницам ахейских царей. Они были двух видов: шахтовые, т. е. прямоугольные в скале (16-15 вв. до н. э.), и купольные, так называемые толосы (15-14 вв. до н. э.). Самая знаменитая гробница найдена Шлиманом у подножия Микенского акрополя и названа им сокровищницей Атрея. К гробнице ведет коридор, вход перекрыт монолитной плитой, диаметр гробницы 14, 5 м, высота куполообразного входа – 13,2 м.

Толос Сокровищница Атрея. Разрез

Толос (купольная гробница). Сокровищница Атрея. Разрез. Г. Микены. Греция

В микенских гробницах найдено большое количество предметов из золота и серебра удивительной по тонкости работы: кубки, вазы, чаши, золотые маски, накладывавшиеся на лица умерших (Маска Агамемнона), бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости, кинжалы со сложнейшей инкрустацией. Много драгоценностей было в женском уборе: золотые диадемы, браслеты, кольца. Особенно любили микенцы золотые сосуды в виде голов животных и птиц или рельефным изображением бурных сцен охоты. В формах и характере изделий прикладного искусства можно увидеть как критское, так и восточное влияние.

Маска Агамемнона

Маска Агамемнона. Г. Микены. Греция

С середины 12 в. до н. э. ахейцев завоевали дорийские племена. Гибель городов Пелопонесского полуострова означала конец эгейской цивилизации. Однако крито-микенское наследие сыграло огромную роль в развитии искусства Древней Греции.

Читать далее Искусство Древней Греции

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы