Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Эллинистическое искусство

Автор: admin | 21 Ноя 2014

Эллинистическое искусство

Еще по второй половине IV в. до н. э. на арену истории выступила новая политическая сила — Македония, которой не могли противостоять греческие города-государства. Завоеваниями Филиппа Македонского, а затем его сына Александра кончилась политическая независимость Эллады. Пестрая держава Александра Македонского простиралась от Северной Италии до Индии, от Нила до Средней Азии. Но после смерти владыки она очень быстро распалась. На ее развалинах были созданы новые монархии, ведущие между собой беспрерывные войны. Греко-македонское государство, государство Селевкидов с Сирией во главе, Египет Птолемеев, позже других завоеванный Римом, были среди них сильнейшими.

Фаросский маяк. Г. Александрия. Египет

Фаросский маяк. Г. Александрия. Египет

Эпохой эллинизма условно можно назвать время после смерти Александра Македонского с конца IV по I в. до н. э. Именно в эпоху эллинизма слились и взаимно обогатились   культуры Древней Греции и восточных стран. Постоянные завоевания давали огромное число рабов из пленных, их руками разбивались парки, возводились дворцы, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения в больших городах вроде Антиохии, Александрии, Пергама.

Колосс Родосский. О. Родос. Греция

Колосс Родосский. О. Родос. Греция

Это было время создания гигантских произведений инженерного искусства: Фаросский маяк высотой в сто с лишним метров, поставленный на острове Фарос у входа в гавань Александрии и простоявший 1500 лет, и Колосс Родосский — бронзовое изображение бога солнца Гелиоса в 32 м высотой, исполненное учеником Лисиппа скульптором Харесом, не случайно стали называться чудесами света.

Диптер. План

Диптер. План

Успешно решались градостроительные задачи. Города строились по «гипподамовой системе», известной еще в Греции V в. до н. э.: улицы прокладывали под прямым углом друг к другу, город делился на квадраты — жилые кварталы, выделялась главная площадь — административный и торговый центр.

Олимпейон. Греция

Олимпейон. Греция

Культовая эллинистическая архитектура тяготела к гигантским размерам. В этот период создается диптер —тот же прямоугольный в плане храм, что и периптер, но обнесенный не одним, а двумя рядами колонн. Самый большой из них — Олимпейон (41х108 м) представляет собой диптер коринфского ордера с отношением колонн по фасаду 8:20.

Храм Аполлона в Дидимах. Греция

Храм Аполлона в Дидимах. Греция

В храме Аполлона в Дидимах около Милета соотношение колонн (каждая из которых более 20 м высоты) 10:21. Эллинизм знал и храм-ротонду, т. е. круглый в плане храм; например Арсинойон на Самофракии с диаметром ротонды 19м.

Арсинойон. Греция

Арсинойон. Греция

Сложное развитие гигантской разноликой державы в эпоху эллинизма породило создание многих художественных школ в скульптуре. Они возникли на острове Родос, в Александрии, в Пергаме, на территории собственно Греции.

Статуя богини победы Нике. О. Самофракия. Греция

Статуя богини победы Нике. О. Самофракия. Греция

На острове Самофракия была поставлена статуя богини победы Нике в честь победы родосского флота над врагами. Воздвигнутая на пьедестале, напоминающем нос корабля, фигура Нике органически вписывалась в ландшафт со скалой, обрывающейся в море.

Статуя богини победы Нике. О. Самофракия. Греция

Статуя богини победы Нике. О. Самофракия. Греция

Развевающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, придают ей нечто титаническое, неудержимо стремительное, страстное, создают победный, ликующий, торжественный образ.

Венера Милосская. О. Милос. Греция

Венера Милосская. О. Милос. Греция

Нередко скульпторы обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя Афродиты с острова Милос (скульптор Агесандр) более в римском названии как Венера Милосская. В многочисленных изображениях Афродиты, созданных в эллинистическую эпоху, всегда подчеркивалось только чувственное начало. Образ же Афродиты с острова Милос полон высокой нравственной силы, что говорит о глубоком понимании мастером идеалов высокой классики.

Портрет Аристотеля. Греция

Портрет Аристотеля. Греция

Большой шаг вперед делает эллинистический скульптурный портрет, в котором вполне отчетливо стремление не столько к передаче характерных особенностей внешнего облика модели, сколько к воплощению духовного мира (портреты Аристотеля и Менандра).

Портрет Менандра. Греция

Портрет Менандра. Греция

Полноправным в скульптуре стало бытовое направление, иногда натуралистического толка, характерного, например, для александрийской школы («Старик, вынимающий занозу из ноги»), иногда более лирическое, поэтичное, как, например, терракотовые статуэтки из Танагры.

Флора. Терракотовая статуэтка. Г. Танагра. Греция

Флора. Терракотовая статуэтка. Г. Танагра. Греция

На смену идеалам высокой гражданственности эллинизм принес иные решения. Замечательные по наблюдательности изображения детского тела («Мальчик с гусем»).

Мальчик с гусем. Г. Александрия. Египет

Мальчик с гусем. Г. Александрия. Египет

Сложные образы декоративной скульптуры связаны с расцветом паркового искусства и строительством загородных вилл (аллегорическая статуя Нила).

Статуя Нила. Г. Александрия. Египет

Статуя Нила. Г. Александрия. Египет

В память победы пергамского царя над галлами в Пергаме был воздвигнут алтарь Зевса, ставший одним из главных памятников пергамского акрополя (создатели Дионисад, Орест, Менекрат и др.).

Алтарь Зевса. Г. Пергам. Малая Азия

Алтарь Зевса. Г. Пергам. Малая Азия

На окаймляющем цоколь алтаря рельефном фризе длиной около 130 м и высотой в 2,3 м победа выражена символически в образах борющихся между собой богов и гигантов.

Битва богов с гигантами. Рельефный фриз Алтаря Зевса

Битва богов с гигантами. Рельефный фриз алтаря Зевса. Г. Пергам. Малая Азия

Гиганты гибнут, отчаяние, страдание читается в их фигурах, но они полны благородства и величия духа. Преувеличенность эмоций, подчеркнутая динамика, грандиозность образов усиливаются благодаря сложной светотеневой моделировке.

Пергамская школа оставила примеры не менее выразительной и полной драматизма круглой скульптуры.

Галл, убивающий себя и свою жену. Г. Пергам

Галл, убивающий себя и свою жену. Г. Пергам. Малая Азия

«Галл, убивающий себя и свою жену», «Умирающий галл» — в этих памятниках примечательно то, что, передавая настроение трагической обреченности, эллинистический мастер не утрирует, не окарикатуривает изображение врага, создавая его мужественным и прекрасным в последней борьбе и перед лицом смерти. Этнические черты демонстрируются всегда очень ненавязчиво.

Умирающий галл. Г. Пергам. Малая Азия

Умирающий галл. Г. Пергам. Малая Азия

Огромной славой пользовалась скульптурная группа, изображающая Лаокоона с сыновьями. Троянский жрец Лаокоон наказан покровительницей греков Афиной за то, что предостерегает беспечных троянцев от введения в город оставленного греками деревянного коня (скульпторы Агесандр, Афинодор и Полидор).

Лаокоон. О. Родос. Греция

Лаокоон. О. Родос. Греция

В моделировке тел Лаокоона и его сыновей много дробности, сухости, в их позах — излишней театральности, что вообще, видимо, было характерно для родосской школы периода позднего эллинизма, те же черты дробности и одновременно гигантомании в более ранней работе — «Фарнезский бык».

Фарнезский бык. О. Родос. Греция

Фарнезский бык. О. Родос. Греция

В течение 2—1 вв. до н. э. римские легионеры постепенно завоевали все Восточное Средиземноморье, и с этого времени начинается новая страница в истории античного искусства, связанная уже с Римом.

Читать далее Этрусское искусство

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы