Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Готическое искусство

Автор: admin | 22 Апр 2015

Готическое искусство

На 13-15 вв. приходится высший расцвет средневековой культуры. Готическое искусство связано с городом. Появляются новые типы здания гражданского назначения: биржа, таможня, суд и т.п. Складывается облик городского муниципалитета – ратуши со сторожевой башней беффруа.

Нервюры, сходящиеся в пучки на опорных столбах

Нервюры, сходящиеся в пучки на опорных столбах

Готический храм, сохранив базиликальную форму, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами, дающая возможность перекрывать сложные в плане пролеты.

Конструкция нервюрного свода

Конструкция нервюрного свода

Нагрузка перекрытий концентрируется теперь на опорных столбах, аркбутанах, контрфорсах и стрельчатых арках. Новый свод привел к преобразованию интерьера. Преобладающими в нем стали грандиозная высота, небольшая толщина столбов, вытеснение стены огромными окнами. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под скульптурным декором.

Опорная система аркбутанов и контрфорсов

Опорная система аркбутанов и контрфорсов

В период готики наступает расцвет книжного искусства. Это время создания большого числа светских книг. И в церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре. Мотивы орнамента те же – растительные и геометрические, но он вычерчен циркулем и линейкой.

Стрельчатая арка

Стрельчатая арка

Франция. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции принадлежит главная роль. Главным заказчиком произведений искусства являются города. Основным типом сооружения стал городской собор.

Пятинефный Собор Парижской Богоматери – храм периода ранней готики. В конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики.

Собор Парижской богоматери

Собор Парижской богоматери

Его западный фасад в своей конструкции послужил примером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая галерея королей, большие окна с «розой» посередине, две башни.

Собор Парижской богоматери. Западный фасад

Собор Парижской богоматери. Западный фасад

Шартрский собор являет собой пример перехода к зрелой готике.

Шартрский собор

Шартрский собор

Блестящий пример зрелой французской готики – собор в Реймсе. В его облике видна тяга к вертикализму линий, усиленному пинаклями и вимпергами. Весь западный фасад сплошь декорирован ажурной скульптурой.

Реймский собор

Реймский собор

Самый большой и высокий готический собор во Франции – Амьенский. Его длина 145 м, высота свода центрального нефа 42,5 м.

Амьенский собор

Амьенский собор

К середине 13 в. размах строительства во Франции ослабевает. Последнее замечательное творение архитектуры готики — капелла Сент Шапель.

Капелла Сент-Шапель

Капелла Сент-Шапель

Позднеготические сооружения 14-15 вв. называют пламенеющей готикой, они перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров (собор в Руане).

Руанский собор

Руанский собор

Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель.

Аббатство Мон Сен Мишель

Аббатство Мон Сен Мишель

Готика – период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение статуарной пластики. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания.

Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери.

Скульптуры западного фасада Собора Парижской Богоматери

Скульптуры западного фасада Собора Парижской Богоматери

В Шартрском соборе можно проследить эволюцию от раннеготической скульптуры к периоду зрелой готики. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем, выразительность пластики, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (портал южного фасада трансепта).

Скульптуры портала южного фасада трансепта Шартрского собора

Скульптуры портала южного фасада трансепта Шартрского собора

Со второй половины 13 в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры – подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека (западный фасад Амьенского собора).

Скульптура западного фасада Амьенского собора

Скульптура западного фасада Амьенского собора

Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора, где изображения святых напоминают светских людей, полных земных радостей, в образах явственны отзвуки античного искусства.

Скульптура Реймского собора

Скульптура Реймского собора

Для позднеготической скульптуры  характерна дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собор), но в ней чувствуется интерес к портретным изображениям.

Золоченая мадонна Амьенского собора

Золоченая мадонна Амьенского собора

Готика – это время расцвета витража. В Шартрском соборе в 13 в. витражи занимали площадь в 2600 кв. м. Сюжеты витражной живописи те же, что и скульптуры. Главные особенности старого витража – это интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера, свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка.

Витражи Шартрского собора

Витражи Шартрского собора

Французский витраж был всегда условным, плоскостным, графическим по стилю. С сер. 13 в. совмещение разных стекол создает сложный дублированный цвет витража (капелла Сен Шапель). 14 век – время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу.

Витражи Капеллы Сент-Шапель

Витражи Капеллы Сент-Шапель

В 13-14 вв. элементы книжной миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж (Псалтырь Людовика Святого). С 15 в. появляется гравюра, повлиявшая на дальнейшее развитие книжной миниатюры.

Псалтырь Людовика Святого

Псалтырь Людовика Святого

Германия. Немецкие соборы проще в плане, венец капелл отсутствует, аркбутаны редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенностью германской готики являются однобашенные храмы, увенчанные высоким шпилем (собор во Фрейбурге).

Собор во Фрейбурге

Фрейбургский собор

В Германии готические черты в архитектуре сильнее сплавились с романскими. Наружный декор много сдержаннее, скупее. Пример ранней готики – церковь Святой Елизаветы в Марбурге.

Церковь Святой Елизаветы в Марбурге

Церковь Святой Елизаветы в Марбурге

Самый высокий немецкий собор – Кёльнский – выше Амьенского , «розу» заменило стрельчатое окно.

Кёльнский собор

Кёльнский собор

Скульптурный декор в немецких храмах применяется больше в интерьере, он разнообразнее по материалу. Характерными чертами немецкой монументальной скульптуры являются индивидуализация образов и драматизм повествования. Самой знаменитой была скульптурная мастерская Бамберга (западный фасад Бамбергского собора).

Скульптуры западного фасада Бамбергского собора

Скульптуры западного фасада Бамбергского собора

Бамбергским мастерам принадлежит первый гражданский конный монумент средневековья – статуя императора Отгона I.

Статуя императора Оттона І на коне

Статуя императора Оттона І на коне

Немецкая скульптура передает сложные оттенки человеческих чувств (центральный портал Магдебургского собора).

Скульптура центрального портала Магдебургского собора

Скульптура центрального портала Магдебургского собора

Самым знаменитым циклом немецкой скульптуры периода готики считается декор собора в Наумбурге, полный драматизма и реальности происходящего, (рельефы на ограде западного хора).

Рельеф на ограде западного хора собора в Наумбурге

Рельеф на ограде западного хора Наумбургского собора

Статуи основателей храма в помещении хора – это целая галерея человеческих характеров.

Статуи донаторов в хоре собора в Наумбурге

Статуи донаторов в хоре Наумбургского собора

В позднеготической немецкой скульптуре усиливается дробность форм, появляется чрезмерное изящество, натуралистичность деталей (скульптура хора Кёльнского собора).

Скульптура Кёльнского собора

Скульптура Кёльнского собора

Англия. В связи со слабым развитием городов строительство периода готики оказалось связано по-прежнему с монастырями. Английский собор возникал в свободном пространстве лугов и полей. Специфические черты конструкции английского готического собора: отсутствие обхода и венца капелл, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, небольшая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, огромная башню на средокрестье. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Интерьеры значительно более дробны, чем французские. Наиболее чистый образец ранней английской готики — собор в Солсбери.

Собор в Солсбери

Собор в Солсбери

Кентерберийский собор – главный готический собор Англии – демонстрирует развитие английской готики от ранней (восточная часть) к поздней (западная часть).

Кентерберийский собор

Кентерберийский собор

В 14 в. строительство в Англии сокращается, достраиваются старые храмы или к ним пристраиваются капеллы (капелла Святого Георгия в Виндзорском замке).

Капелла Св.Георгия Виндзорского замка

Капелла Святого Георгия в Виндзорском замке

Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит Вестминстерский королевский дворец.

Вестминстерский королевский дворец

Вестминстерский королевский дворец

Готическая скульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно подчинена архитектуре. В период поздней готики в английских соборах так много скульптурного декора, что создается впечатление «вибрации архитектурных форм» (западный фасад собора в Уэлсе).

Собор в Уэльсе

Собор в Уэльсе

Как и во французской, в английской книжной миниатюре много элементов подлинной реальной жизни (Псалтырь королевы Марии).

Псалтырь королевы Марии

Псалтырь королевы Марии

Испания. Обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность орнаментики (Собор в Толедо).

Собор в Толедо

Собор в Толедо

Особое место в испанской архитектуре занимает мусульманский стиль «мудехар». Это соборы, построенные  зодчими-арабами, из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду, с деревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы (Собор в Севилье). Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина.

Собор в Севилье

Собор в Севилье

Композиционным центром такого сооружения служит обычный для южных построек внутренний двор. Зрелая готика оставила прекрасные образцы гражданской архитектуры (Шелковая биржа в Валенсии).

Шелковая биржа Лонха-де-ла-Седа в Валенсии

Шелковая биржа Лонха-де-ла-Седа в Валенсии

Синтез готической скульптуры и живописи воплотился в алтарях 15 в. – ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой.

Ретабло

Ретабло

Италия. В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы». Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором (собор в Сиене).

Собор в Сиене

Собор в Сиене

Пример поздней итальянской готики — это весь покрытый скульптурной резьбой Миланский собор.

Миланский собор

Миланский собор

Украшением Венеции являются мраморные дворцы, отражающиеся в воде каналов (Дворец дожей).

Дворец Дожей в Венеции

Дворец Дожей в Венеции

Сочетание легких ажурных аркад и глухой стены – черта, характерная для восточной архитектуры.

Читать далее Византийское искусство

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы