« Романское искусство | Главная | Византийское искусство »
Готическое искусство
Автор: admin | 22 Апр 2015
Готическое искусство
На 13-15 вв. приходится высший расцвет средневековой культуры. Готическое искусство связано с городом. Появляются новые типы здания гражданского назначения: биржа, таможня, суд и т.п. Складывается облик городского муниципалитета – ратуши со сторожевой башней беффруа.
Готический храм, сохранив базиликальную форму, имеет новую конструкцию свода, основой которого является каркасная система с нервюрами, дающая возможность перекрывать сложные в плане пролеты.
Нагрузка перекрытий концентрируется теперь на опорных столбах, аркбутанах, контрфорсах и стрельчатых арках. Новый свод привел к преобразованию интерьера. Преобладающими в нем стали грандиозная высота, небольшая толщина столбов, вытеснение стены огромными окнами. В экстерьере стали господствовать вертикальные тяги, гладкая поверхность стен скрылась под скульптурным декором.
В период готики наступает расцвет книжного искусства. Это время создания большого числа светских книг. И в церковную книгу проникает обмирщение, сказавшееся прежде всего на миниатюре. Мотивы орнамента те же – растительные и геометрические, но он вычерчен циркулем и линейкой.
Франция. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции принадлежит главная роль. Главным заказчиком произведений искусства являются города. Основным типом сооружения стал городской собор.
Пятинефный Собор Парижской Богоматери – храм периода ранней готики. В конструкции Собора Парижской Богоматери отчетливо прослеживаются основные принципы готики.
Его западный фасад в своей конструкции послужил примером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая галерея королей, большие окна с «розой» посередине, две башни.
Шартрский собор являет собой пример перехода к зрелой готике.
Блестящий пример зрелой французской готики – собор в Реймсе. В его облике видна тяга к вертикализму линий, усиленному пинаклями и вимпергами. Весь западный фасад сплошь декорирован ажурной скульптурой.
Самый большой и высокий готический собор во Франции – Амьенский. Его длина 145 м, высота свода центрального нефа 42,5 м.
К середине 13 в. размах строительства во Франции ослабевает. Последнее замечательное творение архитектуры готики — капелла Сент Шапель.
Позднеготические сооружения 14-15 вв. называют пламенеющей готикой, они перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров (собор в Руане).
Из готических монастырей особенно знаменито аббатство Мон Сен Мишель.
Готика – период расцвета монументальной скульптуры, в которой возрастает значение статуарной пластики. В рельефе наблюдается тяга к высокому рельефу — горельефу. Вырабатывается определенный канон композиции, определенные сюжеты предназначены для определенных мест здания.
Примером ранней готики может служить скульптура западного фасада Собора Парижской Богоматери.
В Шартрском соборе можно проследить эволюцию от раннеготической скульптуры к периоду зрелой готики. Постепенно скульптура отделяется от стены, приобретает округлый объем, выразительность пластики, сдержанное величие образов, иногда даже появляется индивидуализация облика (портал южного фасада трансепта).
Со второй половины 13 в. пластика соборов становится более динамичной, фигуры – подвижнее, складки одежды передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека (западный фасад Амьенского собора).
Высшей точкой расцвета готической скульптуры является декор Реймского собора, где изображения святых напоминают светских людей, полных земных радостей, в образах явственны отзвуки античного искусства.
Для позднеготической скульптуры характерна дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собор), но в ней чувствуется интерес к портретным изображениям.
Готика – это время расцвета витража. В Шартрском соборе в 13 в. витражи занимали площадь в 2600 кв. м. Сюжеты витражной живописи те же, что и скульптуры. Главные особенности старого витража – это интенсивная цветовая гамма основных цветов (красного, синего, желтого), куски стекла небольшого размера, свинцовая обводка исполняет роль контурного рисунка.
Французский витраж был всегда условным, плоскостным, графическим по стилю. С сер. 13 в. совмещение разных стекол создает сложный дублированный цвет витража (капелла Сен Шапель). 14 век – время угасания искусства витража, превращения его в живопись по стеклу.
В 13-14 вв. элементы книжной миниатюры напоминают готическую архитектуру и витраж (Псалтырь Людовика Святого). С 15 в. появляется гравюра, повлиявшая на дальнейшее развитие книжной миниатюры.
Германия. Немецкие соборы проще в плане, венец капелл отсутствует, аркбутаны редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенностью германской готики являются однобашенные храмы, увенчанные высоким шпилем (собор во Фрейбурге).
В Германии готические черты в архитектуре сильнее сплавились с романскими. Наружный декор много сдержаннее, скупее. Пример ранней готики – церковь Святой Елизаветы в Марбурге.
Самый высокий немецкий собор – Кёльнский – выше Амьенского , «розу» заменило стрельчатое окно.
Скульптурный декор в немецких храмах применяется больше в интерьере, он разнообразнее по материалу. Характерными чертами немецкой монументальной скульптуры являются индивидуализация образов и драматизм повествования. Самой знаменитой была скульптурная мастерская Бамберга (западный фасад Бамбергского собора).
Бамбергским мастерам принадлежит первый гражданский конный монумент средневековья – статуя императора Отгона I.
Немецкая скульптура передает сложные оттенки человеческих чувств (центральный портал Магдебургского собора).
Самым знаменитым циклом немецкой скульптуры периода готики считается декор собора в Наумбурге, полный драматизма и реальности происходящего, (рельефы на ограде западного хора).
Статуи основателей храма в помещении хора – это целая галерея человеческих характеров.
В позднеготической немецкой скульптуре усиливается дробность форм, появляется чрезмерное изящество, натуралистичность деталей (скульптура хора Кёльнского собора).
Англия. В связи со слабым развитием городов строительство периода готики оказалось связано по-прежнему с монастырями. Английский собор возникал в свободном пространстве лугов и полей. Специфические черты конструкции английского готического собора: отсутствие обхода и венца капелл, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, небольшая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, огромная башню на средокрестье. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Интерьеры значительно более дробны, чем французские. Наиболее чистый образец ранней английской готики — собор в Солсбери.
Кентерберийский собор – главный готический собор Англии – демонстрирует развитие английской готики от ранней (восточная часть) к поздней (западная часть).
В 14 в. строительство в Англии сокращается, достраиваются старые храмы или к ним пристраиваются капеллы (капелла Святого Георгия в Виндзорском замке).
Из гражданской архитектуры этого периода наиболее знаменит Вестминстерский королевский дворец.
Готическая скульптура Англии имеет чисто декоративный характер и совершенно подчинена архитектуре. В период поздней готики в английских соборах так много скульптурного декора, что создается впечатление «вибрации архитектурных форм» (западный фасад собора в Уэлсе).
Как и во французской, в английской книжной миниатюре много элементов подлинной реальной жизни (Псалтырь королевы Марии).
Испания. Обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность орнаментики (Собор в Толедо).
Особое место в испанской архитектуре занимает мусульманский стиль «мудехар». Это соборы, построенные зодчими-арабами, из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду, с деревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы (Собор в Севилье).
Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина.
Композиционным центром такого сооружения служит обычный для южных построек внутренний двор. Зрелая готика оставила прекрасные образцы гражданской архитектуры (Шелковая биржа в Валенсии).
Синтез готической скульптуры и живописи воплотился в алтарях 15 в. – ретабло, украшенных живописными панно и резной раскрашенной деревянной скульптурой.
Италия. В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы». Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкрустирована цветным мрамором (собор в Сиене).
Пример поздней итальянской готики — это весь покрытый скульптурной резьбой Миланский собор.
Украшением Венеции являются мраморные дворцы, отражающиеся в воде каналов (Дворец дожей).
Сочетание легких ажурных аркад и глухой стены – черта, характерная для восточной архитектуры.
Читать далее Итальянское Возрождение
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »