Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Искусство 17 века

Автор: admin | 02 Ноя 2015

Искусство 17 века

Общая характеристика. Сложность и противоречивость эпохи образования абсолютистских национальных государств в Европе принесли с собой новую культуру, которую в истории искусства связывают со стилем барокко, но которая не исчерпывается только им. Мировоззрение 17 в. пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира. Отражая атмосферу времени, барокко соединило в себе несоединимые элементы: мистика, фантастичность, иррациональность, повышенная экспрессия и трезвость, рассудочность, деловитость. При всей противоречивости барокко имеет вполне выраженную систему изобразительных средств, определенные специфические черты. В нем преобладает интерес к сюжетам чудес и мученичеств, где смогли ярко проявиться гиперболичность, аффективность, патетика. Искусство 17 века динамичное, построенное на контрастах, ассиметрии, тяготеющее к грандиозности, перегруженности декором. Для барокко характерна живописная иллюзорность, желание обмануть глаз, выйти из пространства изображенного в пространство реальное. Барокко тяготеет к ансамблю, к организации пространства: городские площади, дворцы, лестницы, фонтаны, парковые террасы, бассейны построены на принципе синтеза архитектуры и скульптуры, подчинения общему декоративному решению. Барокко в живописи предпочитает линии живописное пятно, массу, светотеневые контрасты, с помощью которых и лепит форму. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, находящиеся в тесной зависимости от архитектуры, парадный, репрезентативный портрет становятся основными видами искусства барокко. Основные пути развития искусства 17 в. определяют ведущие национальные школы: итальянская, испанская, фламандская, голландская и французская.

Италия. Центром развития барокко был Рим. Архитекторы включают в архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, но и улицы, которым придают прямолинейные очертания. Начало и конец улиц отмечены архитектурным (площадь) или скульптурным (памятник) акцентом. На смену статуе как организующему площадь началу появляется обелиск или фонтан, украшенный скульптурой. Впервые в истории градостроительства применяется принцип трехлучевой системы улиц, чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима.

1 Борромини ц. Сант Иво в Риме. Купол

Борромини ц. Сант Иво в Риме. Купол

В эпоху барокко не столько были созданы новые типы сооружений, сколько усилена их декоративность. Особого размаха достигла архитектура вилл с богатым садово-парковым ансамблем. Интерьер палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворовому саду. Интерьер барочной церкви являет собой синтез всех видов изобразительного искусства. Разные материалы (мрамор, камень, дерево, позолота, лепнина), живопись с ее иллюзионистическими эффектами — все это вместе с прихотливостью архитектурных объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. Самым тесным образом с архитектурой связана скульптура. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

2 Бернини. Колонада и лестница соб. Св. Петра в Риме

Бернини. Колонада и лестница соб. Св. Петра в Риме

Художником, который совмещал в себе дарование архитектора и скульптора был Лоренцо Бернини. Он возглавлял все основные архитектурные и декоративные работы, которые велись в Риме. Благодаря церквям, возведенням по его проекту, столица приобрела барочный характер. Главное создание Бернини – грандиозная колонада собора св. Петра и оформление гигантской лестницы у этого собора.

4 Бернини. Аполон и Дафна

Бернини. Аполон и Дафна

В скульптуре Бернини обращался как к античным, так и христианским сюжетам.

8 Бернини. Экстаз св. Терезы в ц. Санта Мария дела Викториа в Риме

Бернини. Экстаз св. Терезы в ц. Санта Мария дела Викториа в Риме

Он создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям, фонтаны главных площадей Рима.

6 Бернини. Фонтан четырех рек на площади Навона

Бернини. Фонтан четырех рек на площади Навона

Свои идеи мастер выражал языком барочной пластики: иллюзорная передача фактуры предметов, любовь к сочетанию разных материалов не только по фактуре, но и по цвету, театральная «живописность» скульптуры.

3 Бернини. Давид

Бернини. Давид

Бернини явился создателем барочного портрета, в котором все черты барокко выявлены в полной мере: изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нем реального облика модели.

9 Бернини. Портрет герцога д'Эсте

Бернини. Портрет герцога д’Эсте

В живописи Италии на рубеже 14-15 вв. возникают два главных художественных направления. Одно связано с творчеством Аннибале Караччи. Он считал, что натура несовершенна и ее нужно преобразить, облагородить, чтобы она стала достойным предметом изображения в соответствие с классическими нормами. Отсюда отвлеченность, риторичность образов, пафос вместо подлинной героики и красоты.

10 Караччи. Роспись галереи Фарнезе

Караччи. Роспись галереи Фарнезе

Другое направление – реалистическое, наименование которому дал Караваджо. Единственный источник, из которого он черпает темы искусства, – это окружающая действительность. Отсюда обращение к персонажам из народа, изображениями которых он положил начало бытовой реалистичной живописи, сочетающей наблюдательность с ясностью и чеканностью формы.

11 Караваджо. Лютнист

Караваджо. Лютнист

Но главными для мастера являются религиозные темы, которые он воплощает как жизненно-достоверные.

13 Караваджо. Призвание апостола Матфея

Караваджо. Призвание апостола Матфея

Сильная пластическая лепка формы, резкая светотень, контрастность цветовых пятен создают атмосферу внутренней напряженности, драматизма, взволнованности и искренности. Художник одевает своих героев в современные одежды, помещает в простую обстановку. Пристрастие к натуралистичным деталям, к достоверности, не заслоняет главного в произведениях, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны.

14 Караваджо. Положение во гроб

Караваджо. Положение во гроб

Испания. Суровость судьбы испанского народа выработала у него специфическое мировоззрение. Религиозные идеи, которыми освящено искусство Испании, воспринимаются очень конкретно в образах действительности,  чувственный мир уживается с религиозным идеализмом, в мистический сюжет врывается народная стихия, идеал национального героя выражен в образах святых.

15 Эль Греко. Моление о Чаше

Эль Греко. Моление о Чаше

Расцвет живописи начинается с появлением Эль Греко. Тематика его произведений – это религиозные сюжеты, алтарные образа, портреты и пейзажи.

16 Эль Греко. Погребение графа Оргаса

Эль Греко. Погребение графа Оргаса

Герои Эль Греко находятся в состоянии крайнего эмоционального напряжения, которое передается цветом. Скользящий по фигурам свет создает ощущение беспокойства. В пейзажах подчеркивается ничтожность человека перед силами природы.

17 Эль Греко. Толедо в грозу

Эль Греко. Толедо в грозу

«Золотой век» испанской живописи открывается именами трех художников. Монументальные образы Франсиско Рибальты всегда строятся на знании конкретной модели. Пастозное письмо и интенсивные цвета исходят из реалистических принципов.

18 Рибальта. Апостол Петр

Рибальта. Апостол Петр

Живопись Хусепе Риберы светлая, прозрачная, воздушная, образы обобщенно-глубокие и выразительные, стремящиеся к победе идеального начала.

19 Рибера. Св. Инесса

Рибера. Св. Инесса

Лаконизм и выразительность пластических средств Франсиско Сурбарана особенно прослеживается в натюрмортах, в которых художник умеет выявить материальное совершенство, красоту формы, фактуры, цвета изображаемых предметов.

20 Cурбаран. Натюрморт с четырьмя сосудами

Cурбаран. Натюрморт с четырьмя сосудами

Самый замечательный художник Испании 17 века – Диего Родригес де Сильва Веласкес. Его картина «Сдача Бреды» отличалась новаторством батальной композиции без аллегорических фигур и античных божеств и толкованием темы, скупым, но богатым колористическим решением. Веласкес считается одним из создателей парадного, репрезентативного портрета. Изображения его монументальны, лаконичны и глубоко выразительны по средствам.

21 Веласкес. Сдача Бреды

Веласкес. Сдача Бреды

Утверждение достоинства личности – основная черта портретной живописи художника. Искания тона, проблема передачи света и воздуха, световоздушной среды – были главными проблемами живописи Веласкеса.

22 Веласкес. Папа Иннокентий X

Веласкес. Папа Иннокентий X

«Венера с зеркалом» — первое в испанском искусстве того времени изображение обнаженного женского тела. Замкнутая сама в себе композиция является характерной чертой искусства барокко. Множество оттенков лепят объем растворяющийся в насыщенной воздухом среде.

23 Веласкес. Венера с зеркалом

Веласкес. Венера с зеркалом

Предметы как бы купаются в солнечном свете в картине «Менины», где все пронизано воздухом, моделировано тысячью цветовых оттенков, мазками разного направления, плотности, величины и формы. Композиция усложнена тем, что в ней объединены черты жанровой картины и группового портрета.

24 Веласкес. Менины

Веласкес. Менины

«Пряхи» — жанровая картина, поданная мастером монументально. Здесь Веласкес воссоздает атмосферу поэзии труда, творящего искусство, и картина, переплетая реальность каждодневного с вечностью мифа, оказывается прославлением самого искусства.

25 Веласкес. Пряхи

Веласкес. Пряхи

Самым крупным художником Испании конца 17 в. Был Бартоломео Эстебан Мурильо.

26 Мурильо. Мадонна с младенцем

Мурильо. Мадонна с младенцем

Его строгие в простоте трактовки сцены из народной жизни отличались гармоничностью колорита и световоздушностью среды.

27 Мурильо. Мальчик с собакой

Мурильо. Мальчик с собакой

Фландрия. Картины для замков, для городских домов антверпенского патрициата и величественные алтарные образа для богатых католических церквей – вот главные виды работ фламандских живописцев этого времени. Основными жанрами искусства Фландрии 17 в. Были сюжеты из священного писания, античные мифологические сцены, портреты именитых заказчиков, сцены охоты, огромные натюрморты.

28 Питер Пауль Рубенс. Воздвижение креста

Питер Пауль Рубенс. Воздвижение креста

Центральной фигурой фламандского искусства 17 в был Питер Пауль Рубенс, которому были присущи универсальность таланта и поразительная творческая продуктивность. Он создал классический тип  алтарного образа 17 в., в котором сочетаются монументальность и декоративность.

30 Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда

Питер Пауль Рубенс. Персей и Андромеда

Огромное жизнеутверждающее начало, преобладание чувства над рассудочностью характерны даже для самых драматических его произведений. Рубенс прославляет национальный тип красоты, воспевает физическую силу, страстность, упоение природой.

31 Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брандт

Питер Пауль Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брандт

Его картины полны бурного движения. Обычно для усиления динамики он прибегает к определенной композиции, где преобладает диагональное направление.

32 Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурмен с детьми

Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурмен с детьми

В образе Елены Фоурмен – своей музы — Рубенс славит женщину как символ жизни. Портреты художника – это парадные барочные портреты, в которых величие передается и позой модели, и костюмом, и аксессуарами обстановки.

33 Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Антонис ван Дейк — основатель школы портретного искусства. Парадные, репрезентативные портреты, в которых прежде всего выражена сословная принадлежность модели, декоративны всем своим строем: пластическим и линейным ритмом, игрой светотени. Фигура подана несколько снизу, что делает её более величественной, монументальной, аксессуары богатого костюма и обстановки усиливают это впечатление.

34 Антонис ван Дейк. Портрет Карла І на охоте

Антонис ван Дейк. Портрет Карла І на охоте

За какие бы темы ни брался Якоб Иорданс  – мифологические, христианские, аллегорические, – он всегда оставался трезвым реалистом, сумевшим сохранить здоровое народное начало. Излюбленный его жанр – бытовой. Живопись Иорданса сочная, свободная, пластически мощная, демонстрирующая большие декоративные возможности художника. Национальный колорит выражен в его произведениях с большей полнотой и прямолинейностью.

35 Якоб Иорданс. Праздник бобового короля

Якоб Иорданс. Праздник бобового короля

Особым жанром во фламандском искусстве 17 в. был натюрморт, знаменитым мастером которого был Франс Снейдерс. В его картинах грудами лежат на столах прекрасно написанные дары земли и воды. Такие натюрморты служили декоративным украшением больших богатых интерьеров. Поэтому, в отличие от голландского, фламандский натюрморт обычно велик по размеру.

36 Франс Снейдерс. Рыбная лавка

Франс Снейдерс. Рыбная лавка

Голландия. Отсутствие богатого патрициата и католического духовенства имело огромные последствия для развития голландского искусства. Заказчиками художников были бюргеры и голландский магистрат, украшавшие скромные жилища и общественные здания. Поэтому главные достижения голландского искусства 17 в. сделаны в станковой живописи. Во всех жанрах голландские художники находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей. Ведущим жанром стала бытовая живопись, создатели которой получили название «малых голландцев» за малые размеры картин и непритязательность сюжетов.

37 Франс Хальс. Стрелковая гильдия святого Георгия

Франс Хальс. Стрелковая гильдия святого Георгия

Крупнейший портретист Голландии 17 в. – Франс Хальс. В групповых портретах выражены идеалы молодой республики, чувство свободы, равноправия, товарищества. Большие размеры композиции, широкое уверенное письмо, интенсивные насыщенные цвета создают монументальный характер изображений.

38 Франс Хальс. Портрет Виллема ван Хейтхейзена

Франс Хальс. Портрет Виллема ван Хейтхейзена

Индивидуальные портреты Хальса иногда называют жанровыми в силу определенного приема характеристики. Их типичные черты – эскизная манера, смелое письмо, акцентировка одной детали и недосказанность другой, внутренняя динамика, умение по одному намеку определить целое. Его поздние портреты отличаются монохромным колоритом, бессилием и разобщенностью моделей.

39 Франс Хальс. Портрет регентш

Франс Хальс. Портрет регентш

Пейзажный жанр Голландии – это именно национальный голландский пейзаж. Произведения Якоба ван Рейсдаля исполнены глубокого драматизма.

40 Якоб ван Рейсдал. Еврейское кладбище

Якоб ван Рейсдал. Еврейское кладбище

Природа  у него предстает в динамике, в вечном обновлении. Даже самые простые мотивы природы приобретают под его кистью монументальный характер. Рейсдалю свойственно сочетать тщательную выписанность с большой жизненной целостностью.

41 Питер Клас. Натюрморт

Питер Клас. Натюрморт

Блестящего развития достигает натюрморт – скромные по размеру и мотивам картины интимного характера. Питер Клас и Виллем Хеда изображали так называемые завтраки.

42 Виллем Хеда. Натютморт

Виллем Хеда. Натютморт

В умелой компоновке ощущается внутренняя жизнь вещей, колорит сдержан и изыскан. С изменением жизни голландского общества характер натюрмортов изменяется на роскошные «десерты» Виллема Кальфа, отличающиеся изысканностью утвари, виртуозной передачей фактуры и богатством оттенков.

43 Виллем Кальф. Натюрморт с рогом

Виллем Кальф. Натюрморт с рогом

Самая важная тема голландского искусства – частная жизнь бюргерства.

44 Герард Терборх. Бокал лимонада

Герард Терборх. Бокал лимонада

Обычно это изображение без какой-либо увлекательной фабулы: замедленный ритм жизни, выверенность распорядка дня, однообразность существования.

45 Адриан ванн Остаде. Живописец в мастерскрой

Адриан ванн Остаде. Живописец в мастерскрой

Большой успех у аристократических моделей имел Герард Терборх. Особую поэтичность у малых голландцев Адриана ванн Остаде и Питера де Хоха приобрел интерьер.

47 Питер де Хох. Хозяйка и служанка

Питер де Хох. Хозяйка и служанка

Растворение предметов в световоздушной среде, передача света и воздуха определили славу и признание жанровых картин Вермера Делфтского.

46 Вермер Делфтский. Девушка, читающая письмо

Вермер Делфтский. Девушка, читающая письмо

Вершиной голландского реализма является творчество Харменса ван Рейн Рембрандта. Ранний период его творчества пронизан ощущение радости бытия.

48 Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях

Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях

Групповой портрет «Ночной дозор», расширенный до исторической картины, и смерть жены положили начало конфликта художника с обществом. Его зрелые живописные образы глубоко философские и этические, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности.

49 Рембрандт. Ночной дозор

Рембрандт. Ночной дозор

Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста.

50 Рембрандт. Даная

Рембрандт. Даная

В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого.

51 Рембрандт. Святое семейство

Рембрандт. Святое семейство

Даже небольшие по размеру произведения создают впечатление необыкновенного величия и истинной монументальности.

52 Рембрандт. Портрет старика в красном

Рембрандт. Портрет старика в красном

Главными выразительными средствами являются свет и цвет.

53 Рембрандт. Синдики

Рембрандт. Синдики

Их сложным взаимодействием создается определенная эмоциональная среда и психологическая характеристика образа.

54 Рембрандт. Возвращение блудного сына

Рембрандт. Возвращение блудного сына

Франция. 17 век – время сложения французской национальной школы в изобразительном искусстве, формирования классицистического направления. Основой теории классицизма был рационализм, предметом искусства провозглашалось только прекрасное и возвышенное, этическим и эстетическим идеалом служила античность. Создателем классицистического направления стал Никола Пуссен. Темы его полотен – мифология, история, Новый и Ветхий завет, герои – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувства долга перед обществом и государством.

55 Никола Пуссен. Танкред и Эрминия

Никола Пуссен. Танкред и Эрминия

Мера и порядок, композиционная уравновешенность становятся основой живописного произведения классицизма. Плавный и четкий линейный ритм, статуарная пластика прекрасно передают строгость и величавость идей и характеров.

56 Никола Пуссен. Аркадские пастухи

Никола Пуссен. Аркадские пастухи

Колорит построен на созвучии сильных, глубоких тонов. Пуссен явился создателем классического идеального пейзажа. Героический пейзаж Пуссена – это не реальная природа, а «улучшенная» художником, ибо только в таком виде она достойна быть изображенной.

57 Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом

Никола Пуссен. Пейзаж с Полифемом

Лирическая линия классического пейзажа была развита в творчестве Клода Лоррена. Это всегда одни и те же мотивы природы, трактованные как места пребывания богов и героев. Но благодаря передаче воздуха и света всегда выражено окрашенное большой эмоциональностью разное ощущение природы.

58 Клод Лоррен. Отплытие святой Урсулы

Клод Лоррен. Отплытие святой Урсулы

Французских архитекторов 17 в. Больше всего занимает проблема соотношения дворца и парка. Главное сооружение этого времени – Версальский дворец и парк.

59 Версальский дворец. Экстерьер

Версальский дворец. Экстерьер

Ни одно время не давало такого синтеза искусств, как в этом сооружении. Экстерьер дворца классицистически строг, чередование окон, пилястр, колонн создает четкий, спокойный ритм. Интерьер отличается пышностью декоративной отделки. Версальский парк являет собой регулярный парк – парк, в котором все выверено и рассчитано.

60 Версальский дворец. Интерьер

Версальский дворец. Интерьер

Декоративные работы в Версале возглавлял Шарль Лебрен. Его творчество – это смесь классической упорядоченности с барочной патетикой. Именно Лебрену французское искусство обязано созданием единого декоративного стиля, от монументальной живописи и картин до ковров и мебели.

61 Версальский парк

Версальский парк

Со второй половины 17 в. Франция прочно и надолго занимает ведущее место в художественной жизни Европы.

Читать далее Искусство 18 века

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы