« Искусство 17 века | Главная | Искусство 19 века »
Искусство 18 века
Автор: admin | 09 Ноя 2015
Искусство 18 века
Общая характеристика. Изобразительному искусству 18 века свойственен анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность были достигнуты ценой утраты универсальной полноты в изображении жизни. В архитектуре возросла роль гражданской архитектуры. Стали характерными тип частного, жилого дома и городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем в 18 в. нарушилась былая связь монументальной живописи и скульптуры с архитектурой, усилились черты станковизма и декоративности, ставшей предметом особого культа.
Первый этап искусства 18 в. продолжался до 1760-х гг. Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль — красочно-нарядное, изысканное рококо. Второй этап связан с возникновением классицизма, противопоставившего декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей – познание закономерностей реального мира, чувство меры и благородство. Одновременно с классицизмом продолжало жить реалистическое направление, зародился сентиментализм с его культом чувства и страсти, возникло связанное с ним предромантическое настроение.
Франция. Архитектура. На смену замку 17 в. пришел загородный дом, отель. В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства.
Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца, то внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение. Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки.
В середине 1750-х гг. стиль рококо подвергался критике за манерность, чувственность и усложненность композиции живописных и декоративных элементов. Внимание архитекторов привлекали строгость и спокойствие ордеров греческой архитектуры.
К переходной поре в развитии классицизма относится творчества Жака-Анжа Габриэля. Габриэль стремился приблизить архитектуру к человеку, сделать более интимной; он уделял внимание деликатно прорисованным тонким декоративным деталям, используя античный ордер и орнаментику. В тоже время деятельность Габриэля была тесно связана с расширяющимся градостроительством, с расширением новых задач ансамбля.
Архитектура 1760 – 1770-х гг. не изобиловала декоративными элементами. Колоннам, антаблементам, фронтонам возвращалось их конструктивное значение. На смену регулярному искусственному пришел парк, свободно разбитый по естественной пейзажной системе. В зодчестве преобладали общественные сооружения. Крупнейшая постройка этого времени – Пантеон в Париже, выстроенный Жаком-Жерменом Суфло.
Живопись. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Художникам рококо присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой.
Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.
Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто – создателя галантного жанра, интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств.
Ярким представителем зрелой поры рококо был Франсуа Буше.
В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости.
Реалистическое направление, развивавшееся параллельно с искусством рококо, выражало идеалы третьего сословия и было различным в своих направлениях.
Жан-Батист Симеон Шарден в скромных жилищах ремесленников находил темы для бытовых картин, натюрмортов и портретов.
Углубление реализма в середине столетия выражено в возросшем интересе к портрету. Среди портретистов выделился Морис Кантен де Латур, в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел в себе равных.
Третьему сословию, его семейным добродетелям посвятил свое творчество, характеризующееся сентиментальным мелодраматизмом, заостренной морализацией, Жан Батист Грез.
Блестящим мастером рисунка и тонким колористом второй половины 18 в. был Жан Оноре Фрагонар.
Он сочетал богатство фантазии, декоративное изящество исполнения с поэтическим восприятием мира, с наблюдательностью реалиста.
Скульптура. С начала века скульптура развивалась в зависимости от принципов убранства интерьера рококо. Она часто утрачивала монументальность, приобретая более камерный и декоративный характер. Но с середины 18 в. появилось тяготение к простоте, строгости и лаконизму. Поворот к реализму сопровождался поисками героических образов, обращением к античности.
Высокие достижения французской монументальной пластики второй половины 18 в. принадлежат в первую очередь Этьену-Морису Фальконе. Он прославил себя созданием монументальной бронзовой статуи Петра I в Петербурге – знаменитым «Медным всадником», воплотившем в себе образ идеальной личности, законодателя страны.
Непосредственно с революционной эпохой связано творчество Жана-Антуана Гудона, создателя французского гражданственного портрета. Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера в человека отличают созданные им портреты выдающихся людей.
Италия. Архитектура. В римской архитектуре получают дальнейшее развитие принципы живописной пространственной композиции, они находят наиболее яркое воплощение в Испанской лестнице.
В Риме завершается строительство ряда обширных раннехристианских базилик, получивших новые внушительные фасады в духе пышной барочной архитектуры.
Среди декоративных сооружений, возведенных в это время, выделяется сложностью и эффектностью динамичной композиции Фонтан Треви.
Живопись. Особое место в итальянском искусстве 18 в. заняла венецианская школа живописи, выдвинувшая ряд крупнейших художников.
Блестящим декоратором, живописцем и графиком был Джованни Батиста Тьеполо, которому принадлежит большое число станковых картин, алтарных образов, росписей монументально-декоративных ансамблей в стиле барокко. Сложнейшие перспективные построения картин Тьеполо поражают иллюзионистическими эффектами.
В обращении к прекрасной природе Венеции и ее нарядной архитектуре заложена основа успеха художников-пейзажистов, среди которых выделяются высоким мастерством исполнения и тонким колоризмом основатели ведуты Франческо Гварди и Антонио Каналетто.
Англия. Архитектура. Английская архитектура продолжала стоять на позициях рационализма и классицизма (К. Рен. Собор св. Павла).
Регулярный парк (французский) во второй половине 18 в. вытесняется в Англии ландшафтным, в котором композицию образуют свободные группы деревьев, открытые лужайки, озера с извилистыми берегами.
Живопись. Высшие достижения английского искусства второй половины 18 в. относятся к жанру портрета. Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт.
В своих работах он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями и утвердить значение личности вне зависимости от ее социальных рангов.
Джошуа Рейнольдс, поставив целью утвердить в искусстве идеал, связанный с национальной действительностью, сочетал черты светской парадности, монументальности с меткостью психологической характеристики.
Тонкий лиризм, поэтичность, обогащение портретных композиций пейзажным фоном характерны для творчества крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо.
Читать далее Искусство 19 века
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »