« Искусство 18 века | Главная | Рисование архитектурных деталей »
Искусство 19 века
Автор: admin | 18 Ноя 2015
Искусство 19 века
Общая характеристика. По мере развития капитализма одной из главных тем творчества художников становится раскрытие трагических противоречий между гармоничной личностью и уродливыми социальными отношениями в капиталистическом обществе. Характерная черта культуры 19 в. – открытая связь творчества передовых художников с общественно-политической борьбой – проявилась в стремлении к отражению основных общественных противоречий времени, созданию образов, связанных с национально-освободительной и революционной борьбой эпохи. Еще одна особенность искусства этой поры – быстрое распространение художественных течений по миру. Каждое новое направление искусства 19 ст. рождалось во Франции, поэтому легче всего проследить их эволюцию на французской почве. Классицизм – последний великий стиль, присущий и архитектуре, и живописи, и пластике. С распадом этого единства в архитектуре середины века воцаряется эклектика; в живописи и скульптуре наряду с классицизмом, все более приобретающем черты академической схемы, в 20-х гг.19 ст. рождается сильное романтическое направление; с 40-х гг. развивается реализм. С последней трети 19 века позиции академизма как официального искусства, выражающего вкусы правительственных кругов, вновь укрепляются, что находит резкую оппозицию в среде передовой интеллигенции. Сложение импрессионизма – естественная реакция на академизм. Импрессионизм сменяется неоимпрессионизмом. Художники-постимпрессионисты уже не представляют единого течения в искусстве. На смену цельным художественным течениям приходят большие творческие индивидуальности со своими законами творчества и своей художественной системой. К началу 20 века между художником и средой возникает полное отчуждение – свидетельство трагических черт разложения культуры. На общем мало благоприятствующем для творчества фоне возникают фигуры больших мастеров, создающих поистине великие произведения, без которых невозможно понять и представить дальнейшее развитие искусства.
Англия. Живопись. На первые десятилетия 19 в. приходится завершающий этап расцвета английского искусства. Ведущее место в живописи 19 в. занимает пейзаж, получивший свое развитие в искусстве художников реалистического направления.
Подлинным новатором в создании реалистического пейзажа 19 в. был Джон Констебл. Демократизм и глубина чувств сочетаются в его творениях с поэтичностью и правдивостью.
Особое место в английской пейзажной живописи занимает Джозеф Уильям Тернер. Красотой и насыщенностью колорита отличаются пейзажа Тернера, свободно и широко написанные.
Испания. Живопись. Новый подъем искусства Испании связан с творчеством Франсиско Гойя.
Его произведения сочетали критический дух передовой мысли эпохи и отзвуки устойчивых на испанской почве народных представлений, широту общественного звучания и глубоко личное отношение к тому или иному явлению жизни.
Франция. На протяжении столетия, с 1789 г. до конца 19 в., французское искусство занимало ведущее место в мировом искусстве. Пафос революционной борьбы вызвал к жизни реалистическое искусство, правдиво воплощающее важнейшие события общественной жизни. Художники стремились к созданию героических образов современников, к выявлению национальных особенностей родной природы. Их поиски средств наибольшей выразительности образного решения привели к пересмотру всей живописной системы.
Конец 18-начало 19 века. Живопись. Громадное воздействие на развитие французского искусства оказал Жак Луи Давид – основоположник революционного классицизма. Стремительно развивающиеся революционные события, подъем народного движения дали мощные импульсы творчеству Давида.
Идея гражданственности получает раскрытия в образах передовых людей того времени.
Архитектура. В архитектуре революционных лет получает дальнейшее решение проблема городского ансамбля. Сооружаются общественные здания, утверждаются простые, ясные конструктивные формы.
Основы нового классицистического направления ярко выразил в своем творчестве Клод Никола Леду.
Основное значение в его архитектуре имели суровые геометрические объемы, подчеркнутые контрастными сопоставлениями и мощной каменной кладкой (Павильон музыки, Таможенная застава).
Во время империи Наполеона классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм). Художественные особенности стиля ампир в архитектуре проявляются в широком применении ордерной системы, в противопоставлении больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям, в преобладании прямолинейных очертаний, массивных геометрических объемов.
Шарль Персье и Франсуа Фонтен перестраивали и отделывали интерьеры Лувра, Мальмезона, Фонтенбло и ряда других дворцов в соответствии с требованиями стиля ампир.
Первая треть 19 века. В искусстве ясно размежевываются различные направления, и прежде всего – противоборствующие: романтизм и классицизм.
Живопись. В живописи господствующим официальным направлением все еще остается классицизм.
Жан Огюст Доминик Энгр, становится убежденным и упорным вождем классицизма. Сложное и противоречивое творчество Энгра заключает в себе две основные тенденции. Первая – его постоянные поиски прекрасного идеала и обращение к античности и мастерам Высокого Возрождения в тематических и классицистических картинах.
Вторая, обусловленная необычайной остротой глаза художника, приводит его к созданию подлинных шедевров реалистического искусства – замечательных портретов.
Ранние проявления романтизма были ознаменованы поисками повышенной эмоциональности, культом таинственного, мистического, обращением к средневековью. Героизация личности, вступающей в битву с враждебной средой – центральная тема прогрессивного романтизма.
Она рождает поиски нового эмоционального, художественного языка, в котором главная роль принадлежит повышенно-насыщенному колориту, контрастам света и тени, динамике композиции. Прогрессивные романтики обвиняют представителей классицизма в оторванности от современности, в холодности, безжизненности их канонов и правил.
Борьбу против классицизма возглавил Теодор Жерико – основоположник революционного романтизма во французской живописи. Отказавшись от античной тематики и сковывающих творческую волю канонов классицизма, Жерико черпает вдохновение в образах окружающего мира.
Он создает собственный художественный язык, способный выявить сложные противоречия действительности .
В творчестве Эжена Делакруа нашли воплощение наиболее плодотворные тенденции революционного романтизма во французской живописи.
Это был великий колорист, который особое внимание уделял проблеме цвета и научного ее обоснования.
Скульптура. Яркая эмоциональность, отказ от канонов, расширение круга тем и, в частности, обращение к исторической теме характерны и для скульпторов-романтиков. Рельеф Франсуа Рюда – «Выступление добровольцев в 1792 году».
Середина 19 века. Архитектура. В этот период создается теоретическая программа реализма, получившая практическое воплощение в произведениях графики и живописи, а несколько позже – в скульптуре. Менее плодотворным оказалось это время для развития архитектуры. С ростом крупных городов появляются новые виды сооружений: заводы, вокзалы, мосты, электрические станции, театры, музеи. Стиль позднего классицизма сменяется электрическим использованием отдельных приемов и форм разных стилей прошлого.
Широкий размах строительства не создал, однако, благоприятных условий для развития архитектуры как вида искусства. Резко снижается качество архитектурных композиций. Определяющим фактором застройки города становится все более развивающаяся сеть транспорта, которая связывает предприятия и жилые комплексы различных районов. Характерным становится тип доходного дома, в котором украшается только фасад. Облик здания утрачивает былую цельность, внешний вид перестает выражать его назначение. В этот же период делаются попытки создания архитектуры разумной и простой. Использование железа, стекла, позже железобетона и цемента открывает огромные возможности. Среди архитекторов выделяется Анри Лабруст.
Изобразительное искусство. Революционные события вызвали пристальное внимание передовых художников к явлениям повседневной действительности, к жизни народа, к поэтическому пейзажу родной страны.
Острое, отточенное искусство Оноре Домье оказало громадное воздействие на развитие критического реализма. Но Домье не только разоблачал фальшь и лицемерие, тупое мещанство и взяточничество.
Он дал образ положительного героя – рабочего, сознательного борца за свои классовые интересы.
Одновременно с Домье выступает Коро и группа художников-пейзажистов, получивших название барбизонцев. Их живопись сыграла важную роль в утверждении реализма в мировом искусстве. Своими картинами они воспитывали чувства и пробуждали интерес к реальной действительности.
Особое место в пейзажной живописи Франции занимал Камиль Коро. Стремясь к созданию эмоционально насыщенного, реалистического обобщенного образа природы, Коро выражал в нем свои чувства и настроения. Главным средством, дающим произведению жизнь, он считал свет – спокойно-рассеянный.
Барбизонцы. Иной характер носила живопись художников-барбизонцев, изображавших сельскую природу Франции и утверждавших национальный реалистический пейзаж. Они избрали местом постоянного пребывания небольшую деревушку Барбизон, в лесу Фонтенбло, близ Парижа. Каждый из них имел свое творческое лицо, излюбленные мотивы, свою манеру письма. Но всех их объединяли настоящая искренность и любовь к родной природе, которую они стремились запечатлеть во всем ее многообразии.
Общепризнанным главой барбизонцев был Теодор Руссо, утверждавший обыденное как значительное, монументальное.
Жюль Дюпре отличался приверженностью к драматически-взволнованным состояниям природы.
Поэтом тихих рассветов и вечеров был Шарль Франсуа Добиньи.
Более насыщенную, декоративную палитру предпочитал Нарсис Диаз. Он первый начал писать самую чащу леса, небольшие лесные полянки.
С большим мастерством изображал животных Констан Тройон, постоянно включающий их в картины природы.
Замечательный художник-реалист Франции – Франсуа Милле.
Он не только обратился к родной природе, но главной темой своего творчества избрал жизнь и труд крестьян, которых изображал с необычайной теплотой, проникновенностью и правдивостью.
В произведениях Гюстава Курбе глубокий интерес к трезвому и точному отображению повседневной действительности в различных проявлениях.
Он начинает изображать своих современников в величину натуры, усиливая монументальность, плотность объемов, материальность, весомость форм.
Последняя треть 19 века. Под покровительством официальных буржуазных кругов пышно расцвело салонное искусство, которому противостояло реалистическое искусство. Большую группу составили художники, устремленные к новым средствам художественного выражения. Они были в числе активных участников «Салона отверженных» — выставки произведений, отвергнутых официальным жюри в 1863 году.
Искусство Эдуарда Мане во многом связано с переосмыслением в условиях современной ему жизни реалистической сюжетной картины.
Главным в творчестве Мане становятся сцены обыденной жизни. В этих произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи (живописи на открытом воздухе), разработанные его друзьями-импрессионистами.
Реалистические традиции в искусстве новаторски развивал Эдгар Дега. Часто он обращался к изображению труда актрис, прачек, напряженную, лихорадочную жизнь скачек, контор.
Отбрасывая все каноны и заученные приемы, художник умел найти неожиданно новую точку зрения, добиваясь впечатления свежести и непосредственности в композиции, всегда продуманной и точно найденной.
Импрессионизм. Впервые название «импрессионизм» (от impression – впечатление) было применено к работам художников, противопоставивших Парижскому салону 1874 года свою выставку «независимых», что было открытым бунтом против условных штампов оторванного от жизни официального искусства. Обращение импрессионистов к различным сторонам действительности, к образам современников, к городскому пейзажу расширило рамки реалистического искусства. А стремление передать быстрый ритм жизни большого города, уловить мгновенное состояние природы, атмосферы, освещения привело к поискам новых средств художественной выразительности, особой свежести и остроте восприятия, просветленной красочной гамме, своеобразной эмоциональной манере наложения красок с использованием закона оптического смешения цвета. Однако, погоня за точностью передачи мгновенного зрительного ощущения вытесняет в их искусстве глубину и всесторонность познания мира, этюд – картину, случайно схваченные эпизоды окружающего – темы высокого общественного значения, критической остроты. С середины 1880-х гг. импрессионизм изживает себя. Пленэр в пейзажах импрессионистов превращается в самоцель. После выставки 1886 г. группа распадается, хотя именно с этого времени начинает расти слава импрессионистов, получающих официальное признание.
С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма были разработаны в творчестве Клода Моне, пленэрные открытия которого несли обновления всей системе живописи.
В лучших своих произведениях его искусство выражало глубокое восхищение художника поэзией вечно обновляющейся природы, омытой дождями, сверкающей блеском красок, пронизанной воздухом и светом.
Вечно изменчивый мир природы привлекал и других художников-импрессионистов, работавших с натуры на открытом воздухе, — Камиля Писсарро и Альфреда Сислея.
Пейзажи Писсарро давали живое и непосредственное изображение природы, отличались правдивостью, композиционной, законченностью, большой сдержанностью цвета.
Картины природы у Сислея интимнее по мотивам, гармоничны, лирически нежны.
Один из самых видных представителей импрессионизм – Огюст Ренуар, искусство которого отличается живым интересом к человеку.
Значительное место в его светлом жизнеутверждающем творчестве занимает портрет, а также жанровые композиции, чаще всего раскрывающие образы французских женщин.
Постимпрессионисты. Художники, которых в истории искусства именуют постимпрессионистами, – Сезанн, Ван Гог и Гоген – не были объединены ни общей программой, ни общим методом.
Их соединяло лишь отношение к импрессионистам по времени. Каждый из них представляет собой яркую творческую индивидуальность, оставившую собственный след в искусстве.
Сущность исканий Поля Сезанна – в передаче цветом реальности, выявлении геометрической структуры природных форм.
Взамен кажущейся случайности импрессионистов Сезанн принес материальную крепость, чувство массы, чеканную выразительность простых и суровых образов, но утратил конкретность формы.
Винсент Ван Гог – художник, воплотивший смятенность современного человека.
Очеловечивая мир вещей, он наделяет и его горькой безнадежностью.
Динамизм мазков, предельная насыщенность красочных тонов помогают художнику передать всю сложность его мировосприятия.
Поль Гоген, стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, намеренно пришел к примитивизации формы.
Он пользуется предельно упрощенным рисунком, формы изображаемых им предметов плоскостны, краски чистые, композиции носят орнаментальный характер.
Скульптура. С живописью импрессионистов соприкасалось творчество
самого выдающегося скульптора 19 в. Огюста Родена, который пролагал новые пути пластике.
В своем страстном, взволнованном творчестве Роден стремился к утверждению образа положительного героя,
к раскрытию мира сложных переживаний, чувств человека.
Германия. На протяжении 19 века одно из передовых мест в Европе занимает немецкая культура. Ее достижения связаны с распространением в первой трети 19 века противостоящих друг другу направлений – классицизма и романтизма, имевших своеобразную национальную окраску. Начиная с 1830-х гг. возникает реалистическое течение, после изгнания наполеоновских армий возрастает интерес к национальному, культурному наследию, что является одной из отличительных черт романтизма.
Живопись. В немецком романтизме преобладали мистические и религиозные настроения и образы. Самые живые явления романтического искусства проявились в области портрета и пейзажа.
Портреты составляют лучшую часть художественного наследия Филиппа Отто Рунге, видного теоретика живописи. Рунге стремился к построению сложных, надуманных аллегории.
Природа стала главным объектом изображения Каспара Давида Фридриха. В своих пейзажах художник выражал чувство преклонения перед величием природы, а также переживания, полные мрачного раздумья, пессимизма.
Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством Адольфа Менцеля Лучшие качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере.
Традиции реализма в немецкой живописи последней трети века продолжает Вильгельм Лейбль. К созданию картин его приводит интерес к жизни людей труда, проблеме световоздушной среды и пространства.
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »