« Перспектива. Общие положения | Главная | Цвет как средство выражения художественного образа »
Искусство Древнего Египта
Автор: admin | 19 Фев 2014
Искусство Древнего Египта
Памятники древнеегипетского искусства имели в подавляющем большинстве культовое назначение. Искусство Древнего Египта принято делить на основные этапы: додинастический период, ранее, древнее, среднее, новое царства, поздний период.
Додинастический период (4 тыс. до н.э.). Вера в загробную жизнь привела к развитию заупокойной архитектуры. Ранние могилы имеют овальную форму и представляют собой ямы, перекрытые ветками и циновками. Позже появляются могилы прямоугольной формы, стены и ложный свод которых выложены кирпичом-сырцом. Сложение тотемистических представлений обусловило появление статуэток животных из глины, слоновой кости, камня, отличающихся обобщенной передачей характерных черт.
Для расписанных сосудов и настенных росписей характерны условные изображения людей и животных – белых на красном фоне и красно-коричневых – на желтом. Таблички для растирания красок – палетки – применялись в культовых обрядах и имели форму овала, ромба, прямоугольника, животных.
Раннее царство (4 тыс.-27 в. до н.э.). Над могилами устраивались наземные сооружения в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичной или каменной кладкой с наклонным профилем стен – мастаба. В мастаба устраивалось культовое помещение с жертвенником перед «ложной дверью».
Самый важный памятник того времени «Плита фараона Нармера» характеризуется построчностью и упорядоченностью композиции. В скульптуре и живописи устанавливаются каноны изображения животных и человека. Значительность фараона подчеркивается его размерами. Объемное тело передается на плоскости с разных точек зрения: глаза, плечи – в фас, голова, ноги – в профиль, туловище – в три четверти.
Древнее царство (27-23 вв. до н.э.). Обожествление фараона и вера в душу «ка» обусловили усложнение религиозного культа и расцвет искусства. Важным шагом в развитии гробниц по вертикали стало появление ступенчатой пирамиды. Пирамида Джосера состояла из семи уменьшающихся кверху мастаб. В ее архитектурном комплексе впервые появляются папирусообразные, лотосообразные и протодорические колонны.
Наиболее полное воплощение идея всеподавляющей мощи нашла в пирамидах Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе, поражающих грандиозными размерами, лаконичными формами и пропорциями. Саркофаг с мумией помещался в камере, отделанной гранитом, куда от входа вели узкие коридоры. Поверхность пирамид облицовывалась известняковыми плитами. В ансамбль пирамид в Гизе входили заупокойные храмы, стоящие на берегу Нила и соединенные крытыми коридорами. Гигантская статуя сфинкса, сочетающая лик фараона с туловищем льва, дополняет ансамбль.
Заупокойный культ определил появление портретной скульптуры. Он же ограничивал ее развитие рамками канонов. Цари и вельможи изображались в однообразных спокойных позах – это либо фигура с выдвинутой вперед ногой, либо сидящая с плотно прижатыми к торсу руками. В статуе, прислоненной спиной к каменному блоку и рассчитанной на рассмотрение спереди, чувствуются грани прямоугольного блока, из которого она высечена.
Изображения фараонов идеализированы: телам присуща физическая мощь, лицам – беспристрастность, но одновременно – жизненность. Яркая условная раскраска и инкрустация глаз ещё более оживляет их. Лица слуг не индивидуализированы. Развивается тип сидящего за работой писца (Каи).
В архитектурных сооружениях применялся барельеф и врезанный рельеф. Роспись минеральными красками сочеталась с заполнявшими углубления пастами золотого, красного, синего, бирюзового цветов. Сложились сюжеты, правила расположения их на стене (построчность, повествовательность), композиции сцен, ставшие впоследствии традиционными. Фигура прославленного царя или вельможи изображалась соответственно сложившемуся канону. В изображениях слуг наблюдается большая свобода в передаче движений.
Среднее царство (21-18 вв. до н.э.). С распадом государства возрастает роль средних слоев. Меняется идеология общества – подвергается сомнению вера в загробную жизнь. Возникает новый тип заупокойной архитектуры – скальный храм. Расположенная среди гор усыпальница – храм Ментухотепа І с двумя террасами и широким пандусом – состояла из гипостильного зала, увенчанного пирамидой, открытого двора и святилища, вырубленного в скале.
Позже появляются новые конструктивные решения: колоннады, опоясывающие террасы и двор, пилоны у входа в храм, обелиск перед входом. Колонны имеют четырехгранную, протодорическую или растительную форму.
В монументальной пластике наряду с идеализирующим (Ментухотеп ІІІ) развивается реалистическое направление, проявляющее внимание к индивидуальным чертам и внутреннему миру портретируемого (Сенусерт ІІІ).
Ярко реалистическая струя проявилась в рельефах и росписях. Их темы очень разнообразны, композиции свободных живописных росписей исполняются темперой по подготовленному грунту. Характерными являются изображения животных (гробница Мнумхотепа ІІ). Большой реалистичностью отличаются статуэтки слуг, иногда сгруппированные в целые сцены.
Новое царство (16-11 вв. до н.э .). Эта эпоха состоит из трех периодов: первой половины Нового царства, Амарнского периода и второй половины Нового царства.
Первая половина Нового царства (16-15 вв. до н.э .). Разбогатевшая в результате войн верхушка стремится к роскоши. Искусству характерны пышность и декоративность. Храмовое строительство посвящается богу Амону-Ра.
Храм разделен на три части, расположенные на одной оси: перистиль – открытый двор, окруженный колоннами, гипостиль – колонный зал с высоким средним нефом – и святилище. Колонны имеют растительный характер. Перед пилонами стоит обелиск и огромные статуи фараона – колоссы. Дорогу от храма к Нилу украшали сфинксы или овны (Карнакский, Луксорский храмы).
Заупокойная архитектура приобрела новый характер. Гробница, отделившись от храма, располагалась в скалах, а храм, основное место в котором принадлежало колоннаде, у подножья гор. Храм царицы Хатшепсут превосходит храм Ментухотепа І по размерам и декору.
Портретам присуща индивидуализация образа, статуям – декоративность одежды. Рельефы и росписи насыщены динамикой, мягкой силуэтностью, живописным колоритом. Появляются первые образы графики на папирусах – иллюстрации к «Книге мертвых».
Амарнский период (нач. 14 в. до н.э.). С целью ослабить власть жречества фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) заменил культы многочисленных богов поклонением богу солнечного диска Атону, что обусловило своеобразие искусства эпохи Эхнатона.
Основное новшество в архитектуре – отсутствие в храмах колонных залов и наличие открытых дворов с жертвенниками. Этот период – вершина египетского реалистического искусства. Лучшие произведения Амарны – скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике, – отличаются человечностью. Новые идеалы вскоре превращаются в каноны – хрупкая одухотворенность индивидуализированных лиц членов семьи Эхнатона переносится в другие портреты.
Вторая половина Нового царства (14-11 вв. до н.э.). Восстанавливаются прежние верования. Роскошь погребения Тутанхамона вызвана стремлением показать их истинность. Но инкрустированный саркофаг поражает близостью художественным традициям Амарны.
Храмы близки по типу храмам первой половины, но отличаются гигантскими размерами пилонов, колонн, статуй, перенасыщенностью рельефами, росписями, изображающими походы, охоту, пейзажи, и текстами (новый гипостильный зал в Карнаке).
Продолжает развиваться тип скального храма. Храм Рамсеса ІІ в Абу-Симбеле подавляет колоссальными размерами. Перед фасадом – огромным пилоном – возвышаются четыре 20-тиметровых колосса (колоссы Мемнона).
Позднее время (11-4 вв. до н.э.). Войны, приведшие к распаду государства, тяжело сказались на египетском искусстве. Сократилось строительство, соответственно и возможность применения рельефов и росписей.
Среди памятников этого времени интересны скульптурные портреты вельмож, тяготеющие к воспроизведению индивидуальных психологических черт.
Памятники древнеегипетского искусства имели в большинстве своем культовое назначение. Замедленный характер развития древнеегипетского общества породил канонизацию художественных образов и средств. Несмотря на это, искусство Древнего Египта видоизменялось. Ведущей в египетском искусстве всегда была архитектура. Все остальные виды искусства подчинялись ей, зависели от нее. Иными словами, искусство Древнего Египта всегда было комплексным, и это его основная и наиболее характерная черта.
Читать далее Искусство Передней Азии
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »