« Детали лица | Главная | Позвоночный столб »
Искусство Древней Греции
Автор: admin | 09 Ноя 2014
Искусство Древней Греции
В начале I тысячелетия до н. э. племена Древней Эллады расселились по всему Средиземноморью, Малой Азии и Северному Причерноморью – все это называлось «Великая Греция». Таким образом, под влиянием греческого искусства оказались огромные территории. Искусство Древней Греции делится на три периода: Гомеровская Греция, Архаика, Классика.
Гомеровская Греция
Период истории эллинов с 11 до 8 в. до н. э. называется гомеровским, поскольку мы знаем о нем из поэм Гомера. В греческой религии было заложено то, что так характерно для искусства греков: мерой всего видеть человека, его совершенство, его красоту. Мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву.
От гомеровского периода почти не сохранилось памятников зодчества или монументальной скульптуры, однако мы имеем представление о гончарном ремесле, близком микенской керамике. Самые ранние глиняные сосуды были украшены геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака, позже появились фигуры зверей и птиц.
Сосуды многообразны по форме: амфоры, кратеры, пиксиды с крышками в виде фигурок животных или птиц и т. д. Позже на вазах появляется и изображение человеческих фигурок. О монументальной скульптуре мы знаем по описаниям древних это так называемые ксоаны — статуи из дерева и камня.
Греческая архаика (7-6 вв. до н. э.)
В период архаики постепенно была создана продуманная и ясная система архитектурных форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. Греческий храм, хранилище казны и художественных сокровищ, место поклонения главному богу или богам, был центром всей общественной жизни граждан греческого полиса. Как правило, он не подавлял человека своими размерами. Размещение храма в центре акрополя или на городской площади уже определяло его роль в общественной жизни.
Основным типом храма явился периптер — храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Периптер сложился во второй половине 7 в. до н. э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций.
В основе греческого зодчества уже в архаический период лежала определенная система соотношения, равновесия несомых и несущих частей — ордер (от лат. «ордо» — строй, порядок). Первые ордера назывались дорическим и ионическим, затем появился коринфский. Ордер был общей системой правил, никак не исключающей индивидуальности творческого решения в вопросах соотношения храма с ландшафтом, с другими сооружениями. Каменное основание дорического храма — периптера — обычно трехступенчатое, называемое стереобатом, с его верхней ступенькой — стилобатом — служило как бы постаментом храма. В наос, из которого, собственно, и состоял храм, вел вход со стороны главного фасада. Наос освещался или через двери, или через световые люки в потолке.
Колонны дорического ордера не имели базы и создавали впечатление приземистых и мощных. Ствол их прорезали желобки — каннелюры, на высоте одной трети ствол утолщался, капитель колонны состояла из эхина — круглой каменной подушки, и абака — квадратной плиты, на которую опиралось перекрытие, так называемый антаблемент. Антаблемент складывался из архитрава — балки, лежащей непосредственно на колоннах, фриза и карниза. Архитрав дорического ордера — гладкий. Фриз дорического ордера делится на прямоугольные плиты — метопы и триглифы, имеющие на плоскости три вертикальных желобка. Антаблемент завершался карнизом. Двускатная крыша, покрытая черепицей или мраморными плитками, на переднем и заднем фасадах образовывала треугольники — фронтоны. Фронтоны и метопы заполнялись скульптурой. Скульптурными украшениями завершались углы крыши и ее щипец. Примером дорического ордера может служить храм Посейдона в Пестуме.
Капитель колонны ионического ордера, сложившегося к концу 7 в. до н. э., имела эхин из двух изящных завитков — волют. Архитрав ионического ордера разделен по горизонтали на три полосы, отчего кажется более легким, чем гладкий дорический. Фриз идет по антаблементу сплошной лентой. Его характер более легкий, изящный, «женственный». Карниз богато декорирован. Наиболее выразительный пример ионического ордера – храм Артемиды.
Уже в эпоху классики сложился коринфский ордер, колонны которого более стройные, чем ионические, и завершаются пышной капителью, составленной из стилизованных листьев аканфа. Пример коринфского ордера — храм Аполлона в Бассах.
Греческие храмы архаического периода подкрашивались: тимпаны фронтонов и триглифы — синим, метопы — красным. Раскрашивалась и скульптура. Краска подчеркивала архитектонику здания, усиливала праздничность образа. Белый с цветными деталями храм, для которого греческие зодчие всегда умели найти удачное расположение на холме, на возвышении, легко «читался» силуэтом на фоне неба.
В период архаики появились скульптурные изображения юношей — куросы. Фигура монументальна, моделирована обобщенно. Куросы посвящались богам, ставились в храмах и святилищах, изображения атлетов — на площадях городов, рельефные изображения — на надгробных стелах. Материалом служили камень, дерево, мрамор, терракота, бронза. Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты. Фигура монументальна, моделирована обобщенно, в ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Чуть приподнятые углы губ («архаическая улыбка»), широко открытые глаза создают впечатление жизнерадостности, открытости человека перед миром, счастья познания его, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства.
Если в скульптурном изображении мужской фигуры решалась проблема обнаженного тела, то в женской — проблема задрапированного. Такие фигуры назывались «корами» (по-гречески кора — дева), обычно изображали жриц богини Афины. Скульптор стремился под их одеждой как можно точнее промоделировать тело. Глаза удлиненные, широко раскрытые, «архаическая улыбка» еле намечена.
Как правило, куросы и коры раскрашивались условными цветами, их лица не индивидуализировались, а обобщались. В мужских фигурах подчеркнуты статикой позы сдержанность, мужество, сила. Сдержанность, благородство при подчеркнутой женственности — в образах кор. Все это выражало нравственный идеал греков в период архаики.
О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Зато мы можем судить о вазописи, которая заполняла всю поверхность сосуда ковром. Стиль этот называется обычно ориентализирующим (ковровым), поскольку его растительный и животный орнамент греки восприняли от искусства Востока. Узор, подчеркнутый контуром, наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой и пурпурной красками.
В кон. 7 в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры свободно размещались на поверхности стенок. Появляется много сцен сражений, пиров, охоты, эпизодов из гомеровских поэм. С этого времени мастера-гончары стали подписывать свои сосуды (Эксекий. Дионис в ладье).
В кон. 6 в. до н. э. чернофигурную вазопись сменила краснофигурная — фигуры естественного цвета глины выступали на фоне, сплошь покрытом лаком. Более живописные, живые, динамичные жанровые сцены все чаще сменяют традиционно мифологические (Евфроний. Ваза с ласточкой).
Создав тип храма-периптера, решив проблемы пластики обнаженной мужской и задрапированной женской фигуры, разработав многофигурные композиции в вазописи, все более тяготеющие к изображению реального мира, искусство архаики заложило основы всей художественной системы следующего периода — греческой классики.
Греческая классика (5–4 вв. до н. э.)
Истинный расцвет Афин справедливо связывается со временем, когда город возглавлял первый стратег Перикл. Искусство греков показывало, каким должен быть человек: физически и нравственно прекрасным, гармонически развитым,—и в этом смысле искусство 5—4 в. до н. э. справедливо стали называть классикой, оно явилось образцом для подражания.
Ранняя классика (490-450 гг. до н. э.). В архитектуре развивался все тот же тип храма-периптера. Пропорции его стали стройнее, гармоничнее, приобрели большую логику, ясность и простоту. Так, число колонн стало определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой плюс одна. Архитектура этого периода предстает перед нами в гармонии со средой, в соразмерности с человеческой фигурой, в синтезе со скульптурой. В период ранней классики, так называемого строгого стиля, скульптура носит переходный характер от архаики к классике (фронтонные группы храма Афины Афайи на острове Эгина, храм Зевса в Олимпии).
Образ атлета, в котором греки стремились воплотить совершенную человеческую красоту, — по-прежнему самая распространенная тема скульптуры (Фигура дельфийского возничего). Любимым материалом этого времени становится бронза.
В это время в Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон и Поликлет. Наиболее известная среди работ Мирона из Элевтер — Дискобол, изображающий атлета в момент наивысшего напряжения перед броском диска.
Мирону первому удалось передать в статичном искусстве живость движения, внутреннее напряжение фигуры (Афина и Марсий).
Высокая классика (сер. и 2 пол. 5 в. до н. э.). Поликлет из Аргоса работал уже в период высокой классики. Он создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом.
Им был написан теоретический трактат «Канон», где он рассчитал размеры частей тела исходя из роста человека как единицы измерения (высота головы — 1\7 высоты фигуры).
Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах Дорифора, Диадумена и Раненой амазонки.
Третьим величайшим скульптором 5 в. до н. э. был афинянин Фидий. В 480—479 гг. персы захватили и разграбили Афины и основные святилища на Акрополе. Среди развалин священного храма Фидий создал семиметровую бронзовую статую Афины-Промахос (воительницы), с копьем и щитом в руках, как символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам.
Около 448 г. до н э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии. Лицо, руки и тело бога были выложены пластинками слоновой кости на деревянной основе, глаза из драгоценных камней, одежда и детали— из золота (так называемая хрисоэлефантинная техника). Зевс восседал на троне, держа в руках скипетр и фигуру богини победы.
С 449. г. до н. э. началась реконструкция Афинского Акрополя. 16 лет жизни Фидий отдал Акрополю и создал бессмертный памятник, в котором архитектура и скульптура выступают в нерасторжимом единстве. Осуществляя общий надзор за строительством, он с учениками исполнил скульптуры главного храма Акрополя.
Раз в четыре года по священной дороге от Афин к Акрополю проходили Панафинейские празднества в честь богини Афины — покровительницы города.
Процессия проходила через парадный вход на холм — Пропилеи (архитектор Мнесикл), состоящий из ионической колоннады между двумя дорическими портиками,— на площадь Акрополя.
Справа от Пропилеи на выступе скалы Акрополя, на высоком постаменте стоял храм Нике (арх. Калликрат), ионического ордера, с деревянной скульптурой богини Нике Аптерос (бескрылой) внутри.
Процессия направлялась от входа к центральному храму Акрополя — Парфенону (архитекторы Иктин и Калликрат). Парфенон — периптер (70х31 м), окруженный 46 колоннами высотой 10 м, по 8 на портиках и по 17 на длинных сторонах. В Парфеноне соединены черты дорического (колонны) и ионического (фриз основного объема здания) ордеров. Пентелийский мрамор его колонн, красный и синий цвета фронтонов и метоп, деликатно введенная позолота сообщали храму праздничность. Чувство пропорций, соразмерность всех частей, точность в расчетах делают Парфенон безупречным произведением искусства.
Внутри Парфенона изваянная Фидием 13-метровая статуя Афины-Парфенос (Девы), исполненная в хрисоэлефантинной технике. Правой рукой она опиралась на колонну, держа двухметровую крылатую богиню Нике, в левой руке у богини Афины был щит.
Фронтоны и 92 метопы Парфенона были украшены Фидием и его учениками. Скульптуры Парфенона в ясных и логичных образах, с глубокой поэтичностью и эмоциональностью прославляли богиню Афину.
На восточном фронтоне Парфенона Фидий изобразил Рождение Афины из головы Зевса, на западном — Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой.

Фидий. Иллис. Западный фронтон Парфенона Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Высокая классика
В метопах восточной стороны — сцены битвы богов с гигантами, северной — падение Трои, южной — борьбу греков с кентаврами, западной — битву греков с амазонками. Фидию принадлежал общий замысел, он исполнял рисунки, по которым высекали изображения, и глиняные модели, многое изваял в материале сам, ему принадлежит и окончательная отделка. Скульптуру Парфенона можно с полным правом считать гениальным творением Фидия.
Среди мифологических сюжетов были и сцены, непосредственно отражающие современную жизнь Афин: на рельефном фризе (зофоре), проходящем за колоннами вокруг наоса Парфенона (160 м длины, 1 м высоты), Фидий изобразил Панафинейское празднество. Композиция включает 365 человеческих фигур и 227 фигур животных, при этом ни разу не повторяется пластика их движений. Смерть Фидия в 431 г. до н. э. совпала с концом высокой пластики.
Последней постройкой Акрополя был храм, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю Эрехтейю, так называемый Эрехтейон (421—406 гг. до н. э.).
Храм имеет конструктивную особенность: подчиняясь рельефу места, архитекторы должны были его восточную часть сделать на 3 м выше западной. На одном из трех портиков храма антаблемент поддерживают вместо ионических колонн женские фигуры — кариатиды.
Поздняя классика (410— 350 гг. до н. э.). Поражение Афин в Пелопонесской войне привело к подчинению греческих городов Македонии. Конец 5-4 в. до н. э.— время сложения и новых форм греческого изобразительного искусства. В архитектуре поздней классики нет «чувства меры», характерного для предыдущего периода, и более всего проявляется стремление к грандиозному, внешне великолепному. В Эфесе в сер. 4 в. до н. э. построен заново некогда сгоревший храм Артемиды, считавшийся одним из чудес света.
К такому же чуду можно отнести Галикарнасский мавзолей — гигантскую гробницу царя Мавсола в Галикарнасе (архитекторы Пифей и Сатир), от которой и произошло позднее название «мавзолей».
Она завершалась колесницей с конями и была украшена 150 м фризом с изображением битвы греков с амазонками. Мавзолей соединил торжественную, восточную пышность декора с изяществом греческого ионического ордера.
Большое место в архитектуре IV в. до н. э. занимают общественные сооружения для зрелищ. К ним относится знаменитый театр в Эпидавре (архитектор Поликлет Младший), на каменных скамьях которого помещалось 10 000 зрителей. Актеры играли на круглой площадке — орхестре (диаметр ее 12 м), за орхестрой находилась каменная стена — скене. Блестящая акустика позволяла все отлично слышать с последнего ряда, который был отдален от орхестры на 60 м и находился на 23 м выше ее.
В греческой архитектуре 4 в. до н. э. появляется упоминавшийся выше коринфский ордер (камерный памятник Лисикрата в Афинах).
В скульптуре приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. В творчестве Праксителя на смену мужественной красоте атлета 5 в. до н. э. приходит красота несколько женственная, изящная, но и более одухотворенная (Гермес с младенцем Дионисом).
Особой славой пользовалась другая скульптура Праксителя — статуя Афродиты Книдской. Это было первое в греческом искусстве изображение обнаженной женской фигуры.
В образах поздней классики это лирическое начало соседствует с чертами душевной взволнованности, грусти, задумчивости (Отдыхающий сатир).
Скопас, уроженец острова Парос, участвовал в создании рельефного фриза для Галикарнасского мавзолея. В отличие от Праксителя Скопас продолжил традиции высокой классики, создавая образы монументально-героические.
Но от образов 5 в. их отличает драматическое напряжение всех духовных сил и возможность рассматривать их со всех сторон. Порыв страсти, выражение страдания, даже какого-то трагического надлома нарушает гармоничную ясность. Все это опосредованно выражает трагический кризис этических и эстетических идеалов классической поры (Менада).
Лисипп — третий великий скульптор 4 в. до н. э. и оставил после себя 1500 бронзовых статуй. Лисипп использовал уже известные сюжеты и образы, но стремился их сделать более жизненными, не идеально совершенными, а характерно-выразительными.
Так, атлетов он показывал в момент спада сил, после состязания (Апоксиомен, Отдыхающий Гермес, Отдыхающий Геракл). Лисипп создал свой канон пропорций человеческого тела, по которому размер головы составляет 1/9 фигуры.
Лисипп был многогранным художником. Придворный скульптор А. Македонского, он делал гигантские многофигурные композиции (баталию из 25 фигур всадников), статуи богов (Посейдон на Коринфском перешейке), портреты (Александр Македонский).
В вазописи периода классики краснофигурный рисунок стал более свободным, фигуры представлены в сложных ракурсах, сцены имеют жанровый характер.
Сюжетный рисунок уже приобретает самостоятельное значение в композиции сосудов мастеров Дуриса и Брига.
К концу 5 в. до н. э. вазопись стала приходить в упадок, теряя индивидуальность мастера, все более превращаясь в ремесло.
Греки, умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создали свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.
Читать далее Эллинистическое искусство
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »