« Мускулатура | Главная | Мышцы головы »
Искусство Передней Азии
Автор: admin | 27 Сен 2014
Искусство Передней Азии
Страны Передней Азии – крупнейший, наряду с Египтом, очаг древневосточной культуры. Это Двуречье (земли между Евфратом и Тигром), берег Средиземного моря, горные области центральной части Малой Азии, где ведущими государствами были Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон, Ахеменидский Иран. Здесь была высоко развита архитектура из кирпича-сырца, создавалась круглая скульптура и рельефы, настенные росписи, керамика, каменные и стеклянные сосуды, ювелирные изделия.
Двуречье (Шумер, Аккад) (4-нач. 3 тыс. до н. э.) Древнейшие города-государства, окруженные стенами и башнями, группировались вокруг храмов, составлявших центральную часть поселений. Вознесенное на высокой насыпной платформе здание храма соединялось с землей длинными боковыми лестницами и пандусами (Белый храм в Уруке).
В 3 в. до н. э. возник более архитектурно разработанный тип храма – зиккурат, постепенно приобретший значение главного культового сооружения (Ур-Намму в Уре). Мощные, сужающиеся кверху террасы, ведущие к венчающему сооружение святилищу, соединялись тремя лестницами и были окрашены в разные цвета – черный (битум), белый (известняк), красный (обожженный кирпич).
Столь же суровым духом проникнуты и дворцы правителей (Дворец «А» в Киши). Помещения дворца, сгруппированные вокруг двора и окруженные крепостными стенами, возвышались над городом и имели выходящую во двор парадную лестницу. В западной части дворца находился зал с четырьмя колоннами в центре. Внутри дворцы украшались росписями и перламутровой инкрустацией.
Скульптура и рельефы, кажущиеся грубыми и тяжеловесными, поражают огромной внутренней силой. Излюбленная тема рельефов и глиптики – цилиндрических печатей-амулетов – сцены охоты и скотоводства. Животные изображались с точным знанием их облика и красоты движений. В начале 3 тыс. до н. э. появилось и изображение человека – участника шествий и церемоний, в середине 3 тыс. до н. э. – фантастические сюжеты.
С укреплением рабовладельческих деспотий искусство подчинялось новым задачам, служило аллегорическому прославлению божества. Уже ранний рельеф, помещенный над входом храма в Убайде, открывает собой целый ряд геральдических изображений со строго симметричной композицией.
Наряду с иносказаниями в скульптуре появились повествовательные изображения, прославляющие власть правителя (стела Эанатума (Коршунов), плита Ур-Нанше).
Для глиняных расписных статуэток сер. 3 тыс. до н. э., возносящих молитвы, характерны вытянутые пропорции, утрированные черты лица, духовный подъем. Духовной значительностью отмечены также мраморные головы богинь (богиня из Урука).
Особую внутреннюю силу скульптурные образы обрели во 2 пол. 3 тыс. до н. э. В искусство пришло разнообразие композиционных приемов, свобода выбора тем, отказ от ритмического однообразия в рельефах (стела царя Нарам-Сина).
Традиции этого периода ощущаются в каменных диоритовых статуях правителя Гаудеа из Лагаша, монументальных, пластически совершенных.
Шумерские ювелиры знали чеканку, филигрань, зернь, плавили металлы, изготовляли изделия из золота, меди, серебра, которым свойственны сочные красочные сочетания. К лучшим из них относятся навершия резонаторов арфы в виде головы быка.
Ювелирные изделия инкрустировались лазуритом, сердоликом и перламутром, тонко орнаментировались. Особое место в искусстве Шумера и Аккада занимает «штандарт» — предмет из двух досок, закрепленных на древке, все изображение которого выполненного в технике инкрустации.
Ассирия (13-7 вв. до н. э.). Изменения в искусстве Передней Азии в 1 тыс. до н. э. были связаны с возвышением Ассирии. Мощь государства способствовала сложению искусства, прославлявшему силу правителей, их славу и военную доблесть. Военизированный характер государства проявился в духе зодчества. Ассирийские города были мощными крепостями. Обнесенный стенами дворец возвышался на искусственной насыпи, облицованной огромными глыбами. Дворец делился на три части: парадные, жилые и культовые помещения, сгруппированные вокруг открытых дворов.
По сторонам ворот Дворца Саргона ІІ в Дурр-Шаррукине были расположены фигуры крылатых быков-людей с пятью ногами «шеду». Рядом с башнями и покоями царя высился ступенчатый полихромный зиккурат.
Помещения дворцов украшались роcписями и рельефами. Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Ашшурбанапала в Ниневии. Зрелое майстерство проявилось здесь в возросшей динамике, чеканной лепке, сильной и сочной моделировке фигур, в более эмоциональном восприятии жизни. Фигуры коней и всадников в сценах охоты полны напряжения, пафоса и силы. Художники подметили страдание зверей, безжалостно уничтожаемых людьми.
Новый Вавилон (7-6 вв. до н. э.). Первый расцвет Вавилония пережила во 2 тыс. до н. э. Характернейшим памятником старовавилонской эпохи является диоритовая стела царя Хаммурапи со сводом законов и рельефом в верхней его части.
В кон. 7 в. до н. э. Вавилон вступил в период нового подъема, когда в союзе с Мидией сокрушила Ассирию. Зодчество, выступавшее в тесном содружестве с декоративными ремеслами, — ведущий вид искусства, достигший особого размаха при Навуходоносоре ІІ. Вавилон превратился в торжественный праздничный ансамбль, подчиненный четкому градостроительному замыслу. В плане город представлял собой правильный многоугольник, обнесенный мощными крепостными стенами с восемью воротами.
Самыми торжественными из ворот были двойные ворота богини Иштар в виде высоких зубчатых башен с арочными проходами. Они были облицованы синими изразцами с рядами ритмично чередующихся белых и желтых грифонов.
От ворот Иштар шла священная дорога процессий – Пропилеи, выложенная белыми и красными плитками. Она вела к главному храму Эсагиле, посвященного богу Мардуку.
Рядом с храмом Эсагиле высился 100-метровый зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня). Семь его разноцветных уступов увенчивались святилищем, облицованным синими глазурованными плитками с изображениями золотых рогов.
Столь же яркое впечатление создавали и дворцы Навуходоносора ІІ с расположенными на сводчатых террасах «Висячими садами Семирамиды».
Ахеменидский Иран. (сер. 6 в. – 330 гг. до н. э.). В середине 6 в. до н. э. Цар персов Кир ІІ из рода Ахеменидов разгромил Вавилон. Ахеменидский Иран на два столетия стал самой могущественной державой передней Азии. В искусстве Ирана своеобразно слились изобразительные приемы и мотивы искусства многих народов. В архитектуре развилось дворцовое строительство, грандиозное по масштабам, пышное по скульптурному оформлению, олицетворявшее мощь государства и его правителей. Дворцовые ансамбли г. Персеполя и г. Суз – наиболее характерные и яркие памятники архитектуры Ахеменидского Ирана.
Г. Персеполь. Весь ансамбль построек города-крепости возведен на монументальной террасе, куда вела двойная лестница. Пропилеи были оформлены фигурами 8-миметровых быков-людей. За Пропилеями находился здание-храм «Ворота всех стран» с 10-тиметровыми быками у входа.
Все постройки – приемные залы, служебные, жилые помещения – размещены по параллельно идущим осям. Композиционным центром ансамбля являлся парадный колонный зал – ападана, приподнятый над остальными частями и окруженный двумя портиками. Стройные колонны были размещены на значительном расстоянии друг от друга, создавая ощущение простора.
Стены дворцовых помещений и лестниц украшались сказочными декоративными росписями и изразцами. Декоративно-цельные и строго канонизированные рельефы и скульптурно-архитектурные детали по пластическому ритму подчинялись общему ритму архитектуры.
Г. Сузы. Сложный по плану дворец в г. Сузы в своих главных элементах повторял архитектурные решения Персеполя. По сторонам больших открытых дворов размещались только помещения, грандиозной была ападана.
Торжественным архитектурным ритмам отвечал выразительный декор. Органичным элементом дворцовой архитектуры Суз являются декоративные панно.
Читать далее Эгейское искусство
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »