Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Итальянское Возрождение

Автор: admin | 18 Сен 2015

Итальянское Возрождение

«Возрождение» («Ренессанс») — термин, введенный Джордже Вазари, для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития буржуазных отношений в Западной Европе. Это грандиозное культурное движение было призвано, возрождая к новой жизни античность после тысячелетнего ее забвения и оживляя лучшее в затухающем средневековье, открыть перспективы развития западной культуры Нового времени.
Культура Возрождения зародилась на родине античности, в Италии. Человек вновь становится главной темой искусства. Его судьба в большой степени находится в его собственных руках — в этом принципиальное отличие от восприятия человека в древнем мире, в котором его ценили по степени причастности к миру богов. И художник в ренессансную эпоху воспринимается прежде всего как индивидуум, как личность, как таковой.
Ренессанс совсем не был возвратом к античности, он создавал новую культуру, приближающую Новое время.
Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины 13 по первую половину 16 столетия. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина 13-14 в. — Проторенессанс (предвозрождение) и Треченто; 15 в. — ранний Ренессанс (Кватроченто); конец 15-первая треть 16 в. — высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин Чинквеченто).
Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в 14 в. такие, как сиенская и флорентийская, в 15 в. — флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в 16 в. —  римская и венецианская.

Треченто

Флоренция одной из первых превращается в богатую республику с конституцией. Подлинное начало новой эпохи в искусстве связывается с именем живописца Джотто ди Бондоне. Поиски Джотто в передаче пространства, пластики фигур, выразительности движения сделали его искусство целым этапом в эпохе Возрождения.

1 Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды

Джотто был не только живописцем: по его проекту была построена замечательная колокольня Флорентийского собора с легким сквозным силуэтом, контрастирующим с мощным куполом собора.
Сиена также в период Треченто центром художественной культуры.

2 Дуччо ди Буонинсенья. Маэста

Дуччо ди Буонинсенья. Маэста

Произведения художников Дуччо ди Буонинсенъя, Симоне Мартини и Амброджо Лоренцетти сиенской школы нарядны, декоративны, праздничны, но и значительно более архаичны, чем флорентийские, полны готицизмов.

Кватроченто

15 век, период кватроченто, полон творческой свободы, смелых дерзаний, преклонения перед человеческой индивидуальностью. Это век гуманизма, эпоха, полная веры в безграничную силу разума. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Ренессанса. Геометрия, математика, анатомия, перспектива, учение о пропорциях человеческого тела имеют для художников огромное значение.
Кватроченто черпает свои сюжеты и образы из Священного Писания, из античной мифологии, из рыцарских легенд, из наблюдений сиюминутной жизни. Именно в Кватроченто складывается эстетика искусства Возрождения, тип ренессанской культуры.
Флоренция становится главным центром ренессансной культуры в эпоху Кватроченто. С 1434 г. власть во Флоренции переходит к Козимо Медичи, основателю банкирской династии герцогов-меценатов. С ней начался «век медицейской культуры».
В архитектуре Италии только в 15 в. начинают проявляться черты нового стиля. Филиппе Брунеллески завершил в 1434 г. гигантским куполом Флорентийский собор, в общем готическое здание, заложенное еще в 1295 г. Фонарь восьмигранного купола имеет пилястры античного характера с полуциркульными арками, на которые опирается перекрытие фонаря.

3 Филиппо Брунеллески. Купол Флорентийского собора

Филиппо Брунеллески. Купол Флорентийского собора

Капелла Пацци при церкви Санта Кроче несет на себе черты конструктивной ясности, античной простоты, гармонии и соразмерности, что становится характерным для всего искусства Возрождения.

4 Филиппо Бунеллески. Капелла Пацци при церкви Санта Кроче

Филиппо Бунеллески. Капелла Пацци при церкви Санта Кроче

Эти черты еще более ярко проявили себя в светской архитектуре, ярким примером которого является Воспитательный дом во Флоренции, в котором галерея первого этажа, переходящая во втором этаже в гладкую стену с карнизом и окнами, послужила образцом для всей архитектуры Ренессанса.

5 Филиппо Брунеллески. воспитательный дом во Флоренции

Филиппо Брунеллески. воспитательный дом во Флоренции

Кватроченто создало и свой образ светского городского дворца (палаццо): как правило, трехэтажного, носящего по облику крепостной характер благодаря кладке из грубо отесанных камней, особо подчеркивающих первый этаж, но вместе с тем ясного и четкого в своей конструкции.

6 Палаццо Питти

Палаццо Питти

Четкость этажного членения, рустика, большая роль пилястр, сдвоенные окна, подчеркнутый карниз — характерные черты этих дворцов. В церковном зодчестве появляется облицовка фасадов церквей и кампанил разноцветным мрамором, отчего фасад становится «полосатым» — характерная черта именно итальянского Кватроченто, и сложилась она прежде всего во Флоренции.
Годом рождения новой скульптуры Кватроченто можно считать 1401 год, когда Лоренцо Гиберти создал сложные многофигурные композиции для дверей баптистерия Флорентийского собора на библейские сюжеты, которые разворачиваются на пейзажном и архитектурном фоне. В манере исполнения немало готических влияний. Искусство Гиберти по духу аристократично-утонченно,    полно внешних эффектов.

7 Лоренцо Гиберти. Северные двери баптистерия Флорентийского собора

Лоренцо Гиберти. Северные двери баптистерия Флорентийского собора

Скульптором, которому выпало в искусстве на целые столетия вперед решить многие проблемы европейской пластики — круглой скульптуры, монумента, конного монумента, — был Донателло. Использовав лучшие традиции искусства средневековья, изучив античную пластику, Донателло пришел к своим собственным решениям, к образам глубокой человечности и подлинного реализма, что объясняет его огромное влияние на всю последующую европейскую скульптуру.

8 Донателло. Конный памятник кондотьеру Гаттамелата

Донателло. Конный памятник кондотьеру Гаттамелата

Андреа Вероккио вдохновлялся теми же темами, что и Донателло. Но его работы более утонченны, изящны, моделировка его формы предельно детализирована.

9 Андреа дель Веррокьо. Конный памятник кондотьеру Коллеони

Андреа дель Веррокьо. Конный памятник кондотьеру Коллеони

Ведущая роль в живописи флорентийского Кватроченто выпала на долю Мазаччо. Он показал себя художником, для которого было ясно, каковы законы анатомии человеческого тела. Мазаччо первый решил главные проблемы Кватроченто — линейной и воздушной перспективы. Его умение связывать в единое действие фигуры и пейзаж, драматически и вместе с тем вполне естественно передавать жизнь природы и людей — в этом огромная заслуга живописца, определившая его место в искусстве.

10 Мазаччо. Чудо со статиром

Мазаччо. Чудо со статиром

Многие годы династия Медичи стояла во главе Флоренции, которая прошла путь от демократической формы правления к аристократической, что сказалось на развитии искусства этой поры. Медицейская культура носит глубоко светский характер. Во второй половине 15 в. с усилением роли патрициата в искусстве еще более приобретают значение изящество и роскошь.

11 Сандро Ботичелли. Весна

Сандро Ботичелли. Весна

Типичнейшим художником конца флорентийского Кватроченто, выразителем эстетических идеалов двора Лоренцо Медичи был Сандро Боттичелли. Основные черты его письма: декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, удивительная способность создавать фантастический пейзаж, удлиненные невесомые фигуры, создание определенного типа женского лица.

11 Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры

Флорентийская школа Кватроченто была первой, где решались проблемы линейной и воздушной перспективы, анатомии человеческого тела, точного рисунка, естественного движения; цвет, однако, не был самой сильной стороной творчества флорентийских мастеров.
Умбрия.  Искусство Умбрии декоративно, нарядно, лирично, мечтательно и глубоко религиозно, в нем главную роль играет колорит.
Самым крупным мастером Умбрии 15 в. был Пьерро делла Франческа. Он интересовался проблемами перспективы, был одним из самых великих колористов, величайшим монументалистом, с поразительным чувством линейного и пластического ритма, с предельной упрощенностью формы для усиления эпической торжественности, величавостью образов.

12 Пьрро дела Франческа. Приезд царицы Савской к царю Соломону

Пьрро дела Франческа. Приезд царицы Савской к царю Соломону

Падуа. Творчество падуанских мастеров развивается под знаком преклонения перед античным искусством. Андреа Мантенья, крупнейший художник падуанской школы. Мантенья вводил в свои композиции изображение античных памятников. Все композиции поражают смелостью пространственных решений, фигуры кажутся как будто бы выступающими из стены, разрушающими плоскость, они всегда представлены в сложных ракурсах. У Мантеньи четкий рисунок, жесткий контур, анатомически выверенные пропорции, смелая перспектива, холодный колорит, подчеркивающие суровость и сдержанное страдание его образов. Мантенья был певцом героической личности. Мантенья много занимался гравюрой и оказал большое влияние на Дюрера.

13 Андреа Мантенья. Парнас

Андреа Мантенья. Парнас

Венеция. В эпоху Возрождения Венеция развивалась несколько иначе, чем другие города Италии. Наиболее ярко пути развития раннего Возрождения видны в творчестве семейства Беллини: Якопо Беллини и двух его сыновей — Джентиле и Джованни. Наиболее знаменит в искусстве последний, именуемый на родине чаще Джанбеллино. Он начал с сурового стиля в духе падуанцев, но позднее перешел к мягкой живописности, богатому золотистому колориту. Его картины полны философско-созерцательного настроения.

14 Джанбеллино (Джованни Беллини). Мадонна с младенцем

Джанбеллино (Джованни Беллини). Мадонна с младенцем

Венецианская школа завершает развитие искусства Кватроченто. 15 столетие принесло в итальянское государство истинное возрождение античных традиций, но на новой основе понятых и осмысленных человеком новой эпохи. Каждый из видов искусства оставил после себя какие-то важные решения новых задач; архитектура — тип светского палаццо; скульптура — образ человека, а не божества, как в античности; живопись разработала религиозную картину христианского или античного сюжета, но придала ей светские черты. Все это было немаловажной лептой Кватроченто в искусство Возрождения.

Высокий Ренессанс

Средняя Италия. Высокий Ренессанс, наивысшая точка развития итальянского искусства в кон. 15 в. совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности. Поиск такого идеала и привел искусство к синтезу, обобщению, к раскрытию общих закономерностей явлений, к выявлению их логической взаимосвязи. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего.

Леонардо да Винчи явился первым художником, наглядно воплотившим это отличие. Каждое из созданных им архитектурных, скульптурных, живописных творений было открытием в искусстве и этапом в истории культуры. Занимаясь искусством, он делал научные изыскания, выходил через перспективу в область оптики и физики, через проблемы пропорций — в анатомию, математику и т. д. Композиции картин конструктивны, логичны, строго выверены.

15 Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах

У Леонардо впервые портретный жанр стал в один уровень с композициями на религиозную и мифологическую темы и достигнута та степень обобщения, которая, сохраняя всю неповторимость изображенной индивидуальности, позволяет рассматривать образ как типичный для эпохи Высокого Ренессанса.

16 Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Это обощение достигнуто плавным контуром фигуры, мягкой моделировкой лица и рук, окутанных леонардовским «сфумато» — воздушной дымкой, образующей определенную свето-воздушную атмосферу. Леонардо был величайшим художником своего времени, гением, открывшим новые горизонты искусства.

17 Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)

Леонардо да Винчи. Джоконда (Мона Лиза)

Идеи монументального искусства Возрождения, в которых слились традиции античности и дух христианства, нашли наиболее яркое выражение в творчестве Рафаэля.

18 Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна

В его искусстве обрели зрелое решение две основные задачи: пластическое совершенство человеческого тела, выражающее внутреннюю гармонию всесторонне развитой личности, в чем Рафаэль следовал античности, и сложная многофигурная композиция, передающая все многообразие мира.

19 Рафаэль Санти. Афинская школа

Рафаэль Санти. Афинская школа

Рафаэль достиг поразительной свободы в изображении пространства и движения в нем человеческой фигуры, безукоризненной гармонии между средой и человеком.

20 Рафаэль Санти. Донна Велата

Рафаэль Санти. Донна Велата

Многообразные жизненные явления под кистью Рафаэля просто и естественно складывались в архитектонически ясную композицию, но за всем этим стояли строгая выверенность каждой детали, неуловимая логика построения, мудрое самоограничение, что и делает его произведения классическими. Его считают художником, наиболее полно связавшим античные традиции с западноевропейским искусством новой поры.

21 Микеланджело Буонаротти. Пьета

Микеланджело Буонаротти. Пьета

Третий величайший мастер Высокого Возрождения Микеланджело Буонаротти — гениальный живописец, скульптор, архитектор.

22 Микеланджело Буонаротти. Сотворение Адама. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы

Микеланджело Буонаротти. Сотворение Адама. Фрагмент росписи потолка Сикстинской капеллы

Историческое значение искусства Микеланджело, его воздействие на современников и на последующие эпохи трудно переоценить.

23 Микеланджело Буонаротти. Капелла Медичи. Надгробие Лоренцо Медичи

Микеланджело Буонаротти. Капелла Медичи. Надгробие Лоренцо Медичи

Некоторые зарубежные исследователи трактуют его как первого художника и архитектора барокко. Но более всего он интересен как носитель великих реалистических традиций Ренессанса.

Венеция. Для Венеции весь 16 век проходит еще под знаком Чинквеченто. Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит и верность традициям Ренессанса.

Из мастерской Джанбеллино вышли два великих художника Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.
Джорджоне первый на венецианской почве обратился к темам литературным, к сюжетам мифологическим.

24 Джорджоне. Гроза

Джорджоне. Гроза

Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения.

25 Джорджоне. Спящая Венера

Джорджоне. Спящая Венера

Чувством гармонии, совершенством пропорций, изысканным линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов и вместе с тем логичностью, рационализмом Джорджоне близок Леонардо, но Джорджоне более эмоционален, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита.

26 Джорджоне. Сельский концерт

Джорджоне. Сельский концерт

Тициан Вечеллио —величайший художник венецианского Возрождения. Он создал произведения и на мифологические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков.

27 Тициан Виччелио. Любовь земная и любовь небесная

Тициан Виччелио. Любовь земная и любовь небесная

На протяжении жизни творчество Тициана претерпевает существенные изменения: языческая жизнерадостность, античная гармония сменяются трагическим  мироощущением христианских тем и сцен мученичеств.

28 Тициан Виччелио. Мадонна Пезаро

Тициан Виччелио. Мадонна Пезаро

Меняется и техника письма: золотистый светлый колорит и легкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной. Передача фактуры предметного мира, его вещественность достигается широкими мазками ограниченной палитры. Огромное влияние Тициана сказалось на живописи следующего столетия.

29 Тициан Виччелио. Венера Урбинская

Тициан Виччелио. Венера Урбинская

В Венеции на протяжении 16 столетия дольше всех сохранялась верность традициям Ренессанса. Но в конце века и здесь уже очевидны черты надвигающейся новой эпохи в искусстве, нового художественного направления. Это видно на примере творчества двух крупнейших художников второй половины этого столетия — Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.

Веронезе суждено было стать последним певцом праздничной, ликующей Венеции XVI в. Ему принадлежат декоративные картины праздничной Венеции, где одетая в нарядные костюмы венецианская толпа изображена на фоне широко написанной перспективы венецианского архитектурного пейзажа, как будто бы мир для художника представлял собой постоянную блестящую феерию, одно бесконечное театральное действие.

30 Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской

Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской

За всем этим стоит такое прекрасное знание натуры, все исполнено в таком изысканном едином колорите при всей яркости и пестроте богатых одежд, так одухотворено талантом и темпераментом художника, что театральное действие приобретает жизненную убедительность.

31 Паоло Веронезе. Пир в доме Левия

Паоло Веронезе. Пир в доме Левия

Повышенная динамика и перегруженность в композиции — черты, появляющиеся в конце творчества, увлечение иллюзионизмом изображения говорят о наступлении искусства иных возможностей и иной выразительности.

32 Якопо Тинторетто. Тайная вечеря

Якопо Тинторетто. Тайная вечеря

Трагическое мироощущение проявилось в творчестве Тинторетто. Его многочисленные произведения, написанные в основном на сюжеты мистических чудес, полны беспокойства, тревоги, смятения.

33 Якопо Тинторетто. Чудо святого Марка

Якопо Тинторетто. Чудо святого Марка

Принцип изобразительности Тинторетто построен как бы на противоречиях, что, вероятно, и отпугивало его современников: его образы — явно демократического склада, действие разворачивается в самой простой обстановке, но сюжеты мистические, полны экзальтированного чувства, выражают экстатическую фантазию мастера, исполнены с маньеристической изощренностью.

34 Андреа Палладио. Вилла Фоскари

Андреа Палладио. Вилла Фоскари

Андреа Палладио – величайший архитектор, оставивший в Венеции прекрасные примеры переосмысления античной архитектуры.

35 Андреа Палладио. Вилла Ротонда

Андреа Палладио. Вилла Ротонда

В последующие века влияние Палладио было огромно, породив даже название «палладианства».

Читать далее Северный Ренессанс

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы