Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Раннехристианское искусство

Автор: admin | 11 Мар 2015

Раннехристианское искусство

Мостом между искусством античности и средневековья явилось раннехристианское искусство, возникшее в период, когда христианство нелегально существовало в языческой Римской империи.

3 Реконструкция Кубикулы пап в катакомбах святого Каллиста

Реконструкция Кубикулы пап в катакомбах святого Каллиста

Убежищем и местом сбора христианской общины служили христианские кладбища 2-4 вв., называемые катакомбами. Они представляли собой галереи и прямоугольные помещения по бокам – кубикулы.

4 Ниши (локулы)

Ниши (локулы)

Захоронения осуществлялись в нишах (локулах) в форме четырехугольных продолговатых углублений в стенах, в аркосолиях – невысоких глухих арках в стене с гробницей снизу (для мучеников), в саркофагах, которые могли размещаться в аркосолиях.

5 Аркосолии

Аркосолии

Захоронения в полу недалеко от захоронений мучеников сохранили фрагменты фресок и украшенные рельефами мраморные саркофаги.

6 Саркофаг

Саркофаг

В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии.

10 Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом (катакомбы Присциллы)

Древнейшее известное изображение Богородицы с младенцем Иисусом (катакомбы Присциллы)

Это была система иносказаний и символов, понятная лишь посвященному: птицы и животные населяли райские поля Элизиума, Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом, Персей – со св. Георгием, Одиссей, устоявший перед сиренами, – с христианином, стойким перед мирскими соблазнами.

15 Орфей

Орфей

Добрый пастырь – наиболее распространенное олицетворение Христа.

18 Учитель

Учитель

Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений, в которых усматривали символ спасения души.

17 Крещение

Крещение

Душа изображалась в виде Оранты – женщины в молитвенной позе с воздетыми руками. Круг сюжетов был ограничен, не имел связного повествования.

20 Оранта с ребенком

Оранта с ребенком

Иной мир изображения требовал иного художественного языка: фигуры еще объемны, но все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисунок намечается контуром, тело исчезает под хитоном, главное внимание обращается на лицо и большие глаза.

25 Агапа (Тайная вечеря)

Агапа (Тайная вечеря)

С признанием христианства и превращением его в государственную религию появляются первые христианские храмы – базилики.

27 Базилика. Перспектива. План

Базилика. Перспектива. План

Базилика – вытянутое по оси восток-запад прямоугольное здание с входам с западной стороны и алтарным помещением с восточной и разделенное рядом колонн на три или пять частей, именуемых нефами. Перед западной частью храма иногда размещался атриум – двор с водоемом.

28 Базилика с атриумом

Базилика с атриумом

Войдя в храм, прихожане попадали в поперечное по отношению к нефам помещение – нартекс, предназначавшийся для тех, кто еще готовился принять христианство. В самой базилике ритм колонн направлял взор верующего к алтарю, к абсиде, где размещалась алтарная часть. Центральный неф был выше боковых. Он завершался триумфальной аркой перед алтарем и освещался окнами, расположенными близко к кровле.

Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура

Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура

Первые христианские базилики перекрывались плоским перекрытием с двускатной крышей в центре и односкатными над боковыми нефами. Часто конструкция перекрытия была открытой и не имела потолка. С развитием богослужения по центру храма ближе к алтарной части появился поперечный неф – трансепт.

32 Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура. Интерьер

Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура. Интерьер

Возле церкви строилась колокольня. Епископские церкви – соборы имели здания для крещения – баптистерии, позже стали ставить купель просто в церкви.

33 Базилика Церковь Сан Лоренцо Фуори ле Мура

Базилика Церковь Сан Лоренцо Фуори ле Мура

Примером древних базилик могут служить: ц. Сан Паоло Фуори ле Мура, ц. Сан Лоренцо Фуори ле Мура.

34 Базилика Церковь Сан Лоренцо Фуори. Интерьер

Базилика Церковь Сан Лоренцо Фуори. Интерьер

Существовали также храмы центрического типа: круглые (ротонды), многоугольные или крестообразные в плане (ц. Сан Стефано ротондо в Риме). По типу ротонды сооружались мавзолеи: крестообразный мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (5 в.), мавзолей св. Констанцы в Риме.

35 Ротонда Сан Стефано ротондо в Риме

Ротонда Сан Стефано ротондо в Риме

Раннехристианские церкви были скромны по наружному оформлению, но славились роскошью интерьеров: тройные колонны ионического и коринфского ордера, наборные полы из цветного камня, мозаика из стеклянной смальты в простенках между окнами, драгоценная утварь.

36 Ротонда Сан Стефано ротондо в Риме. Интерьер

Ротонда Сан Стефано ротондо в Риме. Интерьер

Росписи христианских храмов отличались от живописи катакомб и техникой, и содержанием. Незатейливую символику катакомб вытеснили сцены из христианского писания, житий святых, изображения Христа.

37 Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне

Объемные фигуры сменяются более легкими, невесомыми. Позы становятся статичнее, живописное пятно уступает первенствующую роль линии.

38 Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Интерьер

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Интерьер

Вытянутые фигуры напоминают раппорт орнамента, появляется разномасштабность фигур, композиция теряет глубину.

39 Мавзолей св. Констанцы в Риме

Мавзолей св. Констанцы в Риме

Изображаемая растительность является не столько пейзажем, сколько символом места действия. Взгляды персонажей становятся суровее, они обращены прямо на зрителя, чтобы прихожанин почувствовал все ничтожество своего земного бытия.

40 Мавзолей св. Констанцы в Риме. Интерьер

Мавзолей св. Констанцы в Риме. Интерьер

Роль книги в христианском богослужении вызвала к жизни книжную иллюстрацию, появлению которой способствовало возникновение пергамента.

41 Венская книга бытия

Венская книга бытия

Книгу украшают изображения евангелистов, сюжеты из Евангелия, золотые и серебряные буквы на пурпурном фоне придают ей великолепия (Венская книга бытия, 5-6 вв.).

42 Венская книга бытия

Венская книга бытия

С падением Западной Римской империи завершается история раннехристианского искусства.

Читать далее Дороманское искусство

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы