« Как нарисовать карандашом драпировку (материю) | Главная | Готическое искусство »
Романское искусство
Автор: admin | 03 Апр 2015
Романское искусство
Феодальная раздробленность в начале ІІ тысячелетия послужила причиной появления в этот период отдельных художественных школ, не противоречащих, однако, единому общеевропейскому стилю. Паломничества и крестовые походы 11-13 вв. обогатили европейское искусство знакомством с культурой Востока.
В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик сменяется камнем. Для нейтрализации давления свода (полуцилиндрического, а затем крестового) на стены и столбы храмов делались толстыми и массивными, проемы — редкими и узкими.
Камень заменяет дерево и в крепостных стенах, окружающих стоящий на возвышении замок феодала с центром — жилищем сеньора – башней донжон.
В 11-12 вв. усиливается роль городов. Они обносились мощными крепостными стенами, укреплялись рвом, росли скученно, вверх. С 12 в. началась регулярная планировка. На пересечении под прямым углом двух главных магистралей размещался центр города — рыночная площадь, на которой строился собор города и ратуша. Город заселялся по профессиям.
11-13 века — время расцвета монументального искусства. Росписи покрывают стены и своды храмов, а скульптура декорирует интерьер и наружные поверхности (западный фасад, капители колонн).
Искусство стало не только «евангелием для неграмотных», но и средством устрашения. Сцены страданий и мученичества соседствуют с нерелигиозными мотивами. Символический характер, аскетизм образов монументальной живописи и скульптуры, условность образного строя средневекового искусства удивительно сочетаются с народными чертами сказочности, декоративности.
Франция. В 11-12 вв. Франции принадлежала ведущая роль в культуре Европы. Здесь зародились монументальная скульптура и живопись, сложился законченный стиль романской архитектуры. В отдельных областях Франции прослеживаются специфические особенности их архитектуры.
Церкви, построенные на дорогах к святым местам, были огромны по размеру. Это трех- или пятинефные храмы, с трансептом и венцом капелл вокруг алтарной части, хранящие разнообразные реликвии (скульптуры ц. Сен Мартен в Type).
Особенной суровостью, простотой гладких стен, отсутствием декора характерны храмы провинции Овернь с боковыми нефами, равными по высоте центральному (ц. Нотр-Дам дю Пор в Клермоне).
Суровый облик храмов Западной Франции, области Пуату смягчает обилие наружного декора ( ц. Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье).
Южная и Юго-Западная Франция, сохранили связь с античной культурой. Маленькие по размерам, однонефные или зальные храмы Прованса имеют величественные фасады, напоминающие римские триумфальные арки.
В портале встречаются мотивы классической архитектуры (ц. Сен Трофим в Арле, ц. аббатства Сен Жиль). При церквях есть клуатр — дворик, окруженный крытой галереей.
Самые величественные храмы расположены в Нормандии и Бургундии. Образцом церквей Бургундии послужила ц. аббатства Клюни, пятинефная, с двумя трансептами и длинным нартексом, увенчанная пятью башнями. Для поддержания здания вводятся опоры у наружных стен — контрфорсы.
Под влиянием этой церкви построен собор Сен Лазар в Отэне.
Храмы Нормандии также лишены декора, но трансепт в них однонефный, отсутствует венец капелл. Они имеют хорошо освещенные нефы и высокие башни, а общий их облик напоминает крепости (ц. Сент Трините в Кане).
Нормандия сохранила построенную с учетом новейших достижений фортификации крепость Гайар.
В живописи все прослеживаются черты единого стиля: господство линии и плоскостного локального цветового пятна, отсутствие перспективы и объема, искаженные пропорции.
Фрески покрывали стены и своды храмов сплошь, фрески ц. Сен Савен сюр Гартан), как узор на коврах (ковер из соб. в Байе).
С 12 в. огромную роль в декоре французских храмов играет скульптура назидательного характера, которая развивалась под влиянием миниатюры. В рельефах Лагендока большую роль играет линейный рисунок, бесплотные изображения повышенно экспрессивны, большое внимание уделено повествовательности.
Композиции обычно строятся вокруг фигур главных персонажей, которые изображаются неизмеримо большими по масштабу. Рельефы лишены пространственности, причем они заполняют всю плоскость (рельефы ц. Сен Сернен в Тулузе, ц. аббатства Сен Пьер в Муассаке).
Скульптура Бургундии складывалась под влиянием лангедокской. Но в манере исполнения больше мягкости, в движениях — изящества, в лицах — одухотворенности (рельеф «Страшный суд» собора Сен Лазар в Отэне).
Скульптурный декор Прованса и Оверни трактован под влиянием античной скульптуры. По сторонам портала статуи святых, фасады во всю ширину украшены фризами. Изображения полны драматизма и патетики, но в них много живых наблюдений из современной жизни (ц. Сен Трофим в Арле).
Богата пластикой Северо-Восточная Франция, область Иль де Франс, скульптуре которой характерно подчинение плоскости стены, статичность, мощь, материальность фигур (королевский портал Шартрского собора).
Германия. Города Германии к 14-15 вв. достигли большой силы. В них стали строиться первые романские соборы. Похожие на крепости, с толстыми гладкими стенами и узкими окнами, с приземистыми конически завершенными башнями по углам западного фасада и апсидами с востока и запада, они имели суровый, неприступный вид. Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормсский собор). От церквей дороманского периода эти храмы отличаются крестовыми сводами.
На рубеже 12-13 вв. в архитектуре появляются элементы готики. Так, Бамбегский собор перекрыт стрельчатыми крестовыми сводами на нервюрах.
Живописность собора достигается благодаря обилию окон, горизонтальных тяг, декоративному оформлению порталов. Ему близок собор в Наумбурге.
В романский период бурно развивается книжная миниатюра. В школе Рейхенау прослеживается эволюция от живописно-иллюзорного начала к линеарно-плоскостному. Излюбленными в 10-11 вв. были изображения властителя на троне («Евангелие Отгона III»).
На 11-12 вв. выпадает расцвет трирской школы, для миниатюр которой характерна экзальтированность жестов и поз, сумрачность колорита («Регистр св. Григория»).
Италия. В романском искусстве Италии даже в средние века ощущается связь с Древним Римом. Отсюда чувство меры в архитектуре, естественность в соединении с величием красоты — в пластике и живописи.
В романский период в Италии было несколько художественных школ. Архитектура Южной Италии близка ранневизантийскому зодчеству в слиянии с элементами Востока (ц. в Палермо).
Наибольшее число романских церквей, характерных для Северной Италии, находится в Ломбардии (Сан Амброджо в Милане, Сан Дзено в Вероне).
Венецианская школа сохраняет связь с Византией до 16 в. (собор Св. Марка).
Итальянские церкви просты в плане, имеют изящные клуатры, отдельно стоящие колокольни, баптистерии (ансамбль в Парме).
Над порталами церквей появляются навесы на двух колоннах, поддерживаемых фигурами животных. По фасаду — аркады, во внутреннем дворике — галереи. В облицовке фасадов используется мрамор (ц. Сан Миниато аль Монте).
Жизнерадостные церкви Флоренции — это предвестники ренессансной культуры (Пизанский комплекс).
К этому же времени относится и расцвет итальянской декоративной скульптуры: рельефы капителей, архивольтов, порталов с изображением полузверей-полулюдей. Библейские сюжеты соседствуют с сюжетами басен и истории (рельефы Моденского собора).
В монументальной живописи Италии прослеживаются воздействие византийского искусства и раннехристианских традиций.
Наиболее значительными были южная, венецианская и тосканская школы (мозаики в Чефалу, в Палатинской капелле).
Но уже со 2 пол. 13 в. наблюдается вещественная убедительность и жизненное правдоподобие образов.
Испания. В романском зодчестве Испании отразилась эпоха беспрестанных войн. Сооружения этого периода имеют крепостной характер (дворец Алькасар в Сеговии).
Большое влияние на испанское искусство оказала Франция (ц. Сант Яго де Компостелла).
Отличительной чертой испанской сюжетной пластики в этот период является выражение религиозной экзальтации («Портик славы» ц. Сант Яго де Компостелла).
Во фресковой живописи господствует линейная графичность, твердый рисунок, четкий черный контур, скупая, но изысканная цветовая гамма (росписи ц. Сан Клементе де Тауль). С 12 в. появляются алтарные живописные образа на дереве фронталес.
Англия. В английском зодчестве романского периода много черт французской архитектуры: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен.
Специфически английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что привело к акцентировке башни средокрестья (собор в Дерхеме, собор в Или).
12 век — «золотой век» романского искусства, распространившегося по всей Европе и приобретшего черты общеевропейского стиля. Но в нем уже зарождались многие художественные решения новой, готической эпохи.
Читать далее Готическое искусство
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »