Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Северный Ренессанс

Автор: admin | 27 Окт 2015

Северный Ренессанс

Общая характеристика. Северные по отношению к Италии города Европы не имели такой самостоятельности, как итальянские, они были более зависимы от власти крупного сеньора, короля или императора. Это отразилось на характере культуры Северной Европы в период Возрождения. В искусстве Северного Ренессанса больше сказалось средневековое мировоззрение. В нем больше религиозного чувства, символики, оно более условно по форме, более архаично, более связано с готикой и, естественно, менее знакомо с античностью, с которой и сблизилось только через Италию уже в конце 15 в. Северный Ренессанс запаздывает по отношению к итальянскому на целое столетие и начинается тогда, когда итальянский вступает в высшую фазу своего развития. Переход от средневековья к Новому времени происходил не только через Ренессанс, стремившийся возродить античную культуру, но и через Реформацию, призывающую католическую церковь возвратиться к «временам апостольским». Влияние Реформации с ее реализмом и прагматизмом сказалось на искусстве Северного Ренессанса в пристальном внимании и любви к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого, иногда даже отталкивающе-безобразного, уродливого – это удивительно уживалось с чувством мистического, ирреального, с динамичностью и атектоничностью форм, что объединяет Северный Ренессанс, с одной стороны, с готикой, а с другой – с будущим искусством барокко.

Нидерланды. Первые ростки нового искусства Возрождения в Нидерландах наблюдаются в книжной миниатюре. Нидерландское Возрождение в живописи начинается с «Гентского алтаря» братьев Губерта и Яна ван Эйков. Нидерландские мастера передают мир с необычайной тщательностью и подробностью, каждая мелочь представляет для них высокий предмет искусства, в чем сказались принципы нидерландской миниатюры. Ван Эйки усовершенствовали масляную технику, дающую возможность более разносторонне передать богатство предметного мира.

1 Братья ван Эйки. Гентский алтарь

Братья ван Эйки. Гентский алтарь

Ян ван Эйк много и успешно занимался портретом, всегда оставаясь достоверно точным, создавая глубоко индивидуальный образ, но не теряя за деталями общую характеристику человека как части мироздания.

2 Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена

Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена

Вместо активного действия он выдвигает созерцательность как качество, определяющее место человека в мире, помогающее постичь красоту его бесконечного многообразия.

4 Ян ван Эйк. Человек в тюрбане

Ян ван Эйк. Человек в тюрбане

Искусство братьев ван Эйков, занимавших исключительное место в современной им художественной культуре, имело огромное значение для дальнейшего развития нидерландского Возрождения.

5 Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

В 40-е годы 15 в. в нидерландском искусстве постепенно исчезает многокрасочность и гармоническая ясность, но человеческая душа раскрывается глубже. Многим в решении подобных проблем нидерландское искусство обязано Рогиру ван дер Вейдену. На всех его работах лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации, беспощадность, доходящая иногда до гротесковой заостренности. Портреты Рогира ван дер Вейдена отличает вневременность, выключение из среды.

6 Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста

Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста

На вторую половину 15 в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса – автора грандиозного по размерам и монументального по образам алтаря Портинари. Художник передает душевное потрясение пастухов и ангелов, обликом Марии подчеркнуто настроение необычности происходящего. На боковых створках представлены заказчики с их патронами-святыми: мужская половина написана плотно, статично, охарактеризована прямолинейно, женская изображена в насыщенной воздухом атмосфере.

7 Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари

Ганс Мемлинг прославил себя лирическими образами мадонн. Композиции Мемлинга ясны и размеренны, образы поэтичны и мягки. Возвышенное уживается с повседневным.

8 Ханс Мемлинг. Ковчежец св. Урсулы

Ханс Мемлинг. Ковчежец св. Урсулы

Во 2 пол. 15-нач. 16вв., в условиях острых социальных конфликтов и противоречий, родилось сложное искусство Иеронима Босха. Создатель мрачных мистических видений обращается и к средневековому аллегоризму, и к живой конкретной действительности.

10 Иероним Босх. Корабль дураков

Иероним Босх. Корабль дураков

Демонология уживается у Босха со здоровым народным юмором, тонкое чувство природы – с холодным анализом человеческих пороков и с беспощадной гротескностью в изображении людей.

9 Иероним Босх. Сад наслаждений

Иероним Босх. Сад наслаждений

Вершиной нидерландского Ренессанса было творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким.

11 Питер Брейгель. Охотники на снегу

Питер Брейгель. Охотники на снегу

С его именем связывается окончательное сложение пейзажного и бытового крестьянского жанра как самостоятельных жанров в нидерландской живописи. Их эволюция прослеживается от панорамы, фиксирующей мелочные подробности в стремлении показать бесконечность и грандиозность мира, к более обобщенным, лаконичным, философскому по осмыслению картинам.

12 Питер Брейгель. Крестьянский танец

Питер Брейгель. Крестьянский танец

Брейгель создал ряд трагических произведений, в которых в религиозных сюжетах аллегорическим языком выражал трагизм современной жизни страны. Брейгель сумел сконцентрировать в своем искусстве достижения нидерландской живописи предшествующей поры.

13 Питер Брейгель. Слепые

Питер Брейгель. Слепые

Германия. 16 ст., время крестьянской войны, было периодом высокого духовного подъема и расцвета немецкого гуманизма, светских наук, культуры. С этим временем совпадает творчество самого крупного художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера.

14 Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

В творчестве Дюрера слились искания немецких мастеров: наблюдения за природой, человеком, проблемы соотношения предметов в пространстве, существования человеческой фигуры в пейзаже, в пространстве.

15 Альбрехт Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, смерть и дьявол

Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений, тяжких раздумий. Художественный язык усложнен, аллегоричен.

16 Альбрехт Дюрер. Портрет матери

Альбрехт Дюрер. Портрет матери

По разносторонности, масштабу дарования, широте восприятия действительности Дюрер – типичный художник Высокого Возрождения: он  живописец, гравер, математик, анатом, перспективист, инженер. Его наследие – около 80 станковых работ, более 200 гравюр, 1000 рисунков, скульптуры, рукописи.

17 Альбрехт Дюрер. Четыре апостола

Альбрехт Дюрер. Четыре апостола

Прямо противоположен Дюреру по задачам и направлению творчества Маттиас Грюневальд. Мистика и экзальтация сочетаются в его работах с остро реалистичными деталями. Нервность и экспрессивность его произведений обусловлены удивительным, необычайно смелым колоритом.

18 Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь. Вторая развертка

Маттиас Грюневальд. Изенгеймский алтарь. Вторая развертка

Самая сильная часть творчества Ганса Гольбейна Младшего – портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, холодно-трезвые, но изысканные по колористическому решению.

19 Ганс Гольбейн. Портрет Эразма Роттрдамского

Ганс Гольбейн. Портрет Эразма Роттрдамского

Блестящими по мастерству являются портреты Гольбейна, исполненные акварелью, углем, карандашом. Крупнейший график эпохи, он много работал в гравюре. Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, но и для формирования английской портретной школы.

20 Ганс Гольбейн. Триумф смерти

Ганс Гольбейн. Триумф смерти

Франция. С кон. 15 в. во Франции начинается решительный разрыв с готической традицией, итальянское искусство переосмысливается в связи с собственными национальными задачами. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. Реалистические тенденции наблюдаются прежде всего в книжной миниатюре.

Первый крупный художник французского Возрождения – Жан Фуке. И в портретах, и в религиозных композициях тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. Эта монументальность создается чеканностью форм, замкнутостью и цельностью силуэта, статичностью позы, лаконизмом цвета.

21 Жан Фуке. Портрет Карла VII

Жан Фуке. Портрет Карла VII

С нач. 16 ст. Франция представляла собой наибольшее абсолютистское государство Западной Европы. Центром культуры становится двор.

22 Замок в Фонтебло

Замок в Фонтебло

Замок в Фонтебло, многочисленные замки по рекам Луаре и Шер, перестройка старого дворца Лувр – первые свидетельства освобождения от готической традиции и применения ренессансных форм в архитектуре.

24 Пьер Леско и Жан Гужон. Лувр. Западный фасад

Пьер Леско и Жан Гужон. Лувр. Западный фасад

16 в. – время блестящего расцвета французского портрета. В этом жанре особенно прославился живописец Жан Клуэ, придворный художник Франциска I. Небольшие по размеру, тщательно выписанные, портреты Клуэ производят впечатление многогранных по характеристике, парадных по форме.

25 Жан Клуэ. Портрет короля Франции Франциска I

Жан Клуэ. Портрет короля Франции Франциска I

В умении подметить самое главное в модели, не обедняя ее и сохраняя ее многосложность, еще дальше пошел его сын Франсуа Клуэ – самый крупный художник Франции 16 в. Краски Клуэ напоминают по своей интенсивности и чистоте драгоценные эмали. В исключительных по мастерству владения карандашом, сангиной, акварелью портретах Клуэ запечатлел весь французский двор сер. 16 в.

26 Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской

Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской

Победа ренессансного мироощущения во французской пластике связывается с именем Жана Гужона. Чувство меры, изящества, гармонии, тонкость вкуса отныне будут неизменно связаны с французским искусством.

27 Жан Гужон. Рельефы фонтана Нимф

Жан Гужон. Рельефы фонтана Нимф

Черты кризиса художественных идеалов Возрождения отчетливо проявились в маньеризме, складывающемся на излете эпохи Ренессанса. Явная подражательность, как бы вторичность стиля при всей виртуозности техники и изысканности форм, эстетизация образа, гиперболизация отдельных деталей оказали влияние на живопись и, особенно, на прикладное искусство, в котором безудержная фантазия маньеристов нашла благоприятную почву и широкое поле деятельности.

Читать далее Искусство 17 века

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы