« Готическое искусство | Главная | Условный и обусловленный цвет »
Византийское искусство
Автор: admin | 02 мая 2015
Византийское искусство
4 век – период разложения и распада Римской империи. В 313 году христианство было объявленогосударственной религией, а в 330 году столица Римской империи была перенесена в Византий – город на берегу Босфора, переименованный в честь императора Константина в Константинополь. В 395 году государство распалось на Восточную и Западную империи. Первая из них получила наименование Византийской империи. Художественная культура Византии определилась в результате слияния традиций и приемов античности и веяний Востока. Развитие искусства и культуры Византии делится на периоды: ранний (5-8 вв.) – эпоха наивысшего расцвета искусства (эпоха Юстиниана), средний (8-13 вв.) и поздний (13-15 вв.)
Стиль византийской архитектуры сложился постепенно, в результате совмещения элементов позднеримской, раннехристианской и восточной культуры. Храмовому строительству уделялось большое внимание, так как церковь играла ведущую роль в жизни общества.
Раннехристианские византийские базилики используют формы сооружений античного Рима и отличаются простотой плана. Объемное их решение определялось высоким центральным нефом, перекрытым двускатной крышей, и боковыми, более низкими, имевшими односкатное покрытие. К основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая ниша – алтарная апсида, которой предшествует поперечный неф-трансепт.
Часто к западной стороне базилики присоединялся прямоугольный двор, окруженный галереями – атриум с фонтаном для омовений в центре. Внешний вид базилик был очень скуп. Здания почти не имели декоративных деталей в обработке фасадов. Зато интерьер при всей простоте структуры был красив и параден. Нефы разделялись колоннами из ценных пород камня – мрамора, гранита. Продольные стены в центральном нефе выше рядов колонн, покрывались, как правило, мозаикой. Полы настилались из разноцветного мрамора.
После утверждения христианской религии некоторые из древних римских зданий стали использоваться как церкви (базилика Юлия Цезаря). Начали строиться и новые, более крупные, храмы. При создании этих сооружений использовались части античных построек, прежде всего внутренние колоннады. В 4-5 вв. в городе Риме были построены крупные христианские базилики: собор Святого Петра (сейчас на его месте построен грандиозный собор Ватикана), Лютеранская базилика, Санта-Мария Маджоре и другие.
Значительные храмы были построены и на восточном берегу Апеннинского полуострова – в Равенне, являвшейся центром византийского наместничества. Чрезвычайно характерна равеннская базилика Сан-Аполлинаре Нуово, построенная в начале 6 века. Нефы разделяют мраморные колонны, привезенные из Константинополя. Стена над колоннами прорезана арками, которые опираются на колонны и образуют аркаду. Эта новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами – типично византийский мотив, который перейдет в более поздние стили.
Главным средством оформления интерьера базилик были мозаики. Византийцы усовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного стекла — смальты. Они клали кусочки смальты под определенным углом, усиливая мерцание золотого фона, создающее таинственность и мистичность настроения. В церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне мозаики тянутся непрерывными горизонтальными лентами по обе стороны центрального нефа.
Изображены процессии святых, направляющиеся к алтарю. Фигуры, размещенные на равных расстояниях друг от друга, статичны. Белые одежды изображенных святых жен и мужей выделяются на золотом фоне. Плоскостность, графичность, статичность и условность в лицах, в деталях, «абстрактный» фон – основные изобразительные средства, которые приходят в это время в искусство и распространяются на весь длительный период существования византийской художественной культуры.
Вторым типом раннехристианского византийского сооружения были постройки центричного плана. В Равенне была возведена известная церковь Сан-Витале (6в.), имеющая восьмиугольную форму. Центральная часть, перекрытая куполом на барабане, опоясывается кольцом двухярусной галереи. Здесь так же, как и в базилике Сан-Аполлинаре, главным мотивом являются аркады на колоннах. Пяты арок опираются на типичные византийские корзинообразные орнаментированные капители.
Церковь Сан-Витале славится своими замечательными мозаиками. Композиции выполнены на синем и золотом фонах. Наряду с библейскими сюжетами и персонажами изображены император Юстиниан и его жена Феодора в окружении свиты. Все персонажи и композиции статичны и фронтальны. Пропорции в значительной мере произвольны, а лица аскетичны.
Черты античной иллюзорности уступили место плоскостности и графичности в изображении тел, одежд и их деталей. Элементы архитектуры или пейзажа выполнялись в так называемой «обратной» перспективе, когда точка схода зрительных линий находится не у горизонта за предметами, а впереди них, совершенно условно и стилизованно.
6 век – время расцвета византийского искусства. Предпочтение отдается зданиям центричного плана.
По типу ротонды сооружались мавзолеи: (крестообразный мавзолей Галлы Плацидии в Равенне).
Приобретенный опыт дал возможность создать крупнейшее купольное сооружение эпохи – тринадцатикупольный собор Святой Софии в Константинополе, построенный зодчими Анфимием и Исидором. Композиция храма вмещает элементы трехнефной базилики и центричного купольного объема.
Посередине центрального нефа здание перекрыто огромным плоским куполом (диаметром 31 метр), который опирался на четыре мощных столба. В основании купола прорезаны сорок окон, отчего создается ощущение, что купол висит над зданием на сплошном световом поясе. Общая длина храма 81 метр, ширина – 72 метра.
Сложная система подкуполов придает храму стройное единство. В соборе применена новая, типичная для Византии система связи круглого купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Переход от подкупольного квадрата к круглому куполу был осуществлен посредством «парусов» – треугольных изогнутых сводов. В дальнейшем эта система получила огромное распространение в мировой архитектуре.
В интерьере использован мотив аркад того же типа, что и равеннской церкви Сан-Витале. 107 колонн из малахита и порфира из храмов Малой Азии и Египта поддерживают галереи. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в храме были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями, на которых располагались иконы.
Стены собора в нижней их части облицованы полихромными мраморными орнаментированными узорами, в верхней части – на стенах, сводах, купольных покрытиях широко применены мозаики с изображениями религиозных сцен, императоров и членов их семей на золотом фоне. Несмотря на ряд художественных особенностей, они характеризуются теми же признаками, что и мозаики Равенны – условностью изображений, статичностью поз, удлиненными пропорциями фигур.
В дальнейшем византийские храмы уменьшаются в размерах и всеобщее распространение к 9 веку приобретает тип так называемой крестовокупольной церкви, используемый в различных вариантах и обнаруживший большую устойчивость.
Несмотря на специфичность этих в среднем очень небольших сооружений, свое происхождение они ведут от Софии Константинопольской, в которой впервые в больших масштабах, произошло объединение базиликального и центрально-купольного типов. Крестовокупольные храмы имеют в центре небольшой купол на стройном барабане. С подкупольным пространством связаны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного (греческого) креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами.
В целом план церкви вписывался в прямоугольник или квадрат. Часто вводились малые купола, располагавшиеся в четырех углах здания (церковь Святых Феодоров в Дафнии).
Византия – родина иконописи. Для икон характерны строгая каноничность (следование образцу), имперсональность (безымянность автора) и символичность. Византийское изображение фронтально, статично, плоскостно, изображено в «обратной перспективе» с отсутствием ощущения пространства. Икона пишется темперной краской на специально обработанной доске. Задача иконописца – воплощение божества в телесном образе.
Каноном был определен вид святого, цвет его одежд, атрибуты. Золотой цвет фона и нимбов символизировал нерукотворный цвет святости. Бестелесные фигуры с огромными глазами и отрешенным взглядом сочетались с тонкой одухотворенностью образов (Владимирская богоматерь). Связанное строгими канонами и нормативами, византийское искусство на тысячелетие застыло в своих догматах.
Читать далее Дороманское искусство
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »