Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Византийское искусство

Автор: admin | 02 мая 2015

Византийское искусство

4 век – период разложения и распада Римской империи. В 313 году христианство было объявленогосударственной религией, а в 330 году столица Римской империи была перенесена в Византий – город на берегу Босфора, переименованный в честь императора Константина в Константинополь. В 395 году государство распалось на Восточную и Западную империи. Первая из них получила наименование Византийской империи. Художественная культура Византии определилась в результате слияния традиций и приемов античности и веяний Востока. Развитие искусства и культуры Византии делится на периоды: ранний (5-8 вв.) – эпоха наивысшего расцвета искусства (эпоха Юстиниана), средний (8-13 вв.) и поздний (13-15 вв.)
Стиль византийской архитектуры сложился постепенно, в результате совмещения элементов позднеримской, раннехристианской и восточной культуры. Храмовому строительству уделялось большое внимание, так как церковь играла ведущую роль в жизни общества.

27 Базилика. Перспектива. План

Базилика. Перспектива. План

Раннехристианские византийские базилики используют формы сооружений античного Рима и отличаются простотой плана. Объемное их решение определялось высоким центральным нефом, перекрытым двускатной крышей, и боковыми, более низкими, имевшими односкатное покрытие. К основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая ниша – алтарная апсида, которой предшествует поперечный неф-трансепт.

28 Базилика с атриумом

Базилика с атриумом

Часто к западной стороне базилики присоединялся прямоугольный двор, окруженный галереямиатриум с фонтаном для омовений в центре. Внешний вид базилик был очень скуп. Здания почти не имели декоративных деталей в обработке фасадов. Зато интерьер при всей простоте структуры был красив и параден. Нефы разделялись колоннами из ценных пород камня – мрамора, гранита. Продольные стены в центральном нефе выше рядов колонн, покрывались, как правило, мозаикой. Полы настилались из разноцветного мрамора.

3 Базилика Санта-Мария Маджоре

Базилика Санта-Мария Маджоре

После утверждения христианской религии некоторые из древних римских зданий стали использоваться как церкви (базилика Юлия Цезаря). Начали строиться и новые, более крупные, храмы. При создании этих сооружений использовались части античных построек, прежде всего внутренние колоннады.  В 4-5 вв. в городе Риме были построены крупные христианские базилики: собор Святого Петра (сейчас на его месте построен грандиозный собор Ватикана), Лютеранская базилика, Санта-Мария Маджоре и другие.

4 Базилика Санта-Мария Маджоре. Интерьер

Базилика Санта-Мария Маджоре. Интерьер

Значительные храмы были построены и на восточном берегу Апеннинского полуострова – в Равенне, являвшейся центром византийского наместничества. Чрезвычайно характерна равеннская базилика Сан-Аполлинаре Нуово, построенная в начале 6 века. Нефы разделяют мраморные колонны, привезенные из Константинополя. Стена над колоннами прорезана арками, которые опираются на колонны и образуют аркаду. Эта новая система с арками, перекрывающими пролеты между колоннами – типично византийский мотив, который перейдет в более поздние стили.

Главным средством оформления интерьера базилик были мозаики. Византийцы усовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного стекла — смальты. Они клали кусочки смальты под определенным углом, усиливая мерцание золотого фона, создающее таинственность и мистичность настроения. В церкви Сан-Аполлинаре Нуово в Равенне мозаики тянутся непрерывными горизонтальными лентами по обе стороны центрального нефа.

7 Базилика Сан-Аполинаре Нуово в Равенне. Интерьер

Базилика Сан-Аполинаре Нуово в Равенне. Интерьер

Изображены процессии святых, направляющиеся к алтарю. Фигуры, размещенные на равных расстояниях друг от друга, статичны. Белые одежды изображенных святых жен и мужей выделяются на золотом фоне. Плоскостность, графичность, статичность и условность в лицах, в деталях, «абстрактный» фон – основные изобразительные средства, которые приходят в это время в искусство и распространяются на весь длительный период существования византийской художественной культуры.

8 Базилика Сан-Аполинаре Нуово в Равенне. Мозаики

Мозаика базилики Сан-Аполинаре Нуово в Равенне

Вторым типом раннехристианского византийского сооружения были постройки центричного плана. В Равенне была возведена известная церковь Сан-Витале (6в.), имеющая восьмиугольную форму. Центральная часть, перекрытая куполом на барабане, опоясывается кольцом двухярусной галереи. Здесь так же, как и в базилике Сан-Аполлинаре, главным мотивом являются аркады на колоннах. Пяты арок опираются на типичные византийские корзинообразные орнаментированные капители.

9 Базилика Сан-Витале в Равенне

Базилика Сан-Витале в Равенне

Церковь Сан-Витале славится своими замечательными мозаиками. Композиции выполнены на синем и золотом фонах. Наряду с библейскими сюжетами и персонажами изображены император Юстиниан и его жена Феодора в окружении свиты. Все персонажи и композиции статичны и фронтальны. Пропорции в значительной мере произвольны, а лица аскетичны.

10 Базилика Сан-Витале в Равенне. Интерьер

Базилика Сан-Витале в Равенне. Интерьер

Черты античной иллюзорности уступили место плоскостности и графичности в изображении тел, одежд и их деталей. Элементы архитектуры или пейзажа выполнялись в так называемой «обратной» перспективе, когда точка схода зрительных линий находится не у горизонта за предметами, а впереди них, совершенно условно и стилизованно.

12 Базилика Сан-Витале в Равенне. Мозаики

Мозаика базилики Сан-Витале в Равенне

6 век – время расцвета византийского искусства. Предпочтение отдается зданиям центричного плана. Приобретенный опыт дал возможность создать крупнейшее купольное сооружение эпохи – тринадцатикупольный собор Святой Софии в Константинополе, построенный зодчими Анфимием и Исидором. Композиция храма вмещает элементы трехнефной базилики и центричного купольного объема.

16 Собор Св. Софии в Константинополе

Собор Святой Софии в Константинополе

Посередине центрального нефа здание перекрыто огромным плоским куполом (диаметром 31 метр), который опирался на четыре мощных столба. В основании купола прорезаны сорок окон, отчего создается ощущение, что купол визит над зданием на сплошном световом поясе. Общая длина храма 81 метр, ширина – 72 метра.

18 Собор Св. Софии в Константинополе. Разрез

Собор Святой Софии в Константинополе. Разрез

Сложная система подкуполов придает храму стройное единство. В соборе применена новая, типичная для Византии система связи круглого купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством. Переход от подкупольного квадрата к круглому куполу был осуществлен посредством «парусов» – треугольных изогнутых сводов. В дальнейшем эта система получила огромное распространение в мировой архитектуре.

17 Собор Св. Софии в Константинополе. Интерьер

Собор Святой Софии в Константинополе. Интерьер

В интерьере использован мотив аркад того же типа, что и равеннской церкви Сан-Витале. 107 колонн из малахита и порфира из храмов Малой Азии и Египта поддерживают галереи. Пол храма украшал прихотливый узор из порфира и цветных мраморов. Вместо иконостаса в храме были установлены 12 серебряных колонн с золотыми капителями, на которых располагались иконы.

20 Колонны из малахита и порфира. Собор Св. Софии в Константинополе.

Колонны из малахита и порфира в соборе Святой Софии в Константинополе

Стены собора в нижней их части облицованы полихромными мраморными орнаментированными узорами, в верхней части – на стенах, сводах, купольных покрытиях широко применены мозаики с изображениями религиозных сцен, императоров и членов их семей на золотом фоне. Несмотря на ряд художественных особенностей, они характеризуются теми же признаками, что и мозаики Равенны – условностью изображений, статичностью поз, удлиненными пропорциями фигур.

21 Собор Св. Софии в Константинополе. Мозаика

Мозаика собора Святой Софии в Константинополе

В дальнейшем византийские храмы уменьшаются в размерах и всеобщее распространение к 9 веку приобретает тип так называемой крестовокупольной церкви, используемый в различных вариантах и обнаруживший большую устойчивость.

24 Крестово-купольный храм

Крестово-купольный храм

Несмотря на специфичность этих в среднем очень небольших сооружений, свое происхождение они ведут от Софии Константинопольской, в которой впервые в больших масштабах, произошло объединение базиликального и центрально-купольного типов. Крестовокупольные храмы имеют в центре небольшой купол на стройном барабане. С подкупольным пространством связаны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного (греческого) креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами.

25 Верх крестово-купольного храма

Верх крестово-купольного храма

В целом план церкви вписывался в прямоугольник или квадрат. Часто вводились малые купола, располагавшиеся в четырех углах здания (церковь Святых Феодоров в Дафнии).

26 Церковь Святых Феодоров в Дафнии

Церковь Святых Феодоров в Дафнии

Византия – родина иконописи. Для икон характерны строгая каноничность (следование образцу), имперсональность (безымянность автора) и символичность. Византийское изображение фронтально, статично, плоскостно, изображено в «обратной перспективе» с отсутствием ощущения пространства. Икона пишется темперной краской на специально обработанной доске. Задача иконописца – воплощение божества в телесном образе.

27 Икона Владимирской Богоматери

Икона Владимирской Богоматери

Каноном был определен вид святого, цвет его одежд, атрибуты. Золотой цвет фона и нимбов символизировал нерукотворный цвет святости. Бестелесные фигуры с огромными глазами и отрешенным взглядом сочетались с тонкой одухотворенностью образов (Владимирская богоматерь). Связанное строгими канонами и нормативами, византийское искусство на тысячелетие застыло в своих догматах.

Читать далее Итальянское Возрождение

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы