« История изобразительного искусства. Общие положения | Главная | Первобытное искусство »
Введение. Виды и жанры изобразительного искусства
Автор: admin | 06 Дек 2013
Введение. Виды и жанры изобразительного искусства
Виды изобразительного искусства. В процессе исторического развития сложились различные виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, прикладное искусство и др. Один вид отличается от другого содержанием, способами и средствами художественного выражения, материалами, образно-познавательным воздействием и жизненной ролью. Каждый вид изобразительного искусства переживает периоды подъема и упадка. Процесс их развития неравномерен, но полнота и всесторонность отображения мира в эпохи наивысшего расцвета искусства достигаются одновременным подъемом всех видов искусства.
Архитектура.
Архитектура, или зодчество, – искусство строить здания и их комплексы.
Многообразие потребностей человека рождает разнообразие типов архитектуры: жилые – дома, дворцы, дачи, промышленные – фабрики, заводы, электростанции, вокзалы, хозяйственные – склады, гаражи, ангары, общественные – здания учреждений, учебных заведений, театров, клубов, домов культуры и отдыха, музеев, выставочных павильонов, стадионы, культовые – церкви, колокольни, монастыри, мемориальные памятники – мавзолеи, триумфальные арки.
Архитектура имеет три тесно связанные между собой стороны: утилитарную – практическое назначение сооружений, технико-экономическую, и художественно-эстетическую.
В архитектуре зрительные впечатления вызываются не изображением, как в живописи или скульптуре, а сочетанием объемов зданий, их пропорциями, поверхностями и линиями.
Немалую роль в этом играет материал, из которого построено архитектурное сооружение, его цвет и фактура.
Внешний (экстерьер) и внутренний (интерьером) вид здания предопределены его назначением.
Целесообразность архитектурного замысла раскрывается в организации пространства интерьера, в группировке архитектурных масс, в пропорциональных соотношениях частей и целого, в ритмичном строе. Большое значение имеет художественное оформление фасада.
В периоды художественного подъема архитектура гармонически развивается с другими видами искусства, которые в конкретных образах воплощают идеи, заложенные в сооружении.
Скульптура.
Скульптура, или пластика, как и архитектура, — объемно-пространственный вид искусства.
Главной темой скульптуры всегда был человек. В зависимости от назначения и места постановки скульптура может быть выполнена в виде головы, бюста, полуфигуры, статуи, группы и ансамбля.
Особенности круглой скульптуры в том, что образ может восприниматься с различных точек зрения. Выразительность скульптуры достигается с помощью архитектоники форм, построения основных планов, объемов, линий, их соотношений. Большое значение имеют четкость и целостность силуэта. Поскольку скульптура воздействует языком пластики, художник пользуется большей частью реальным цветом материала.
Кроме круглой скульптуры существует рельеф, который может быть высоким (горельеф), низким (барельеф) и врезанным. Он обладает трехмерностью скульптуры и одновременно стелется, как рисунок, по плоскости. Рельеф дает возможности раскрыть темы, связанные с изображением множества людей, их действий в пейзаже или интерьере.
По назначению скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную. Монументальная скульптура выражает глубокие идеи в лаконичных формах, воздействует на большом расстоянии.
Станковая – рассчитана на восприятие с близкого расстояния и предназначена для интерьеров, часто решает сложные психологические задачи.
Декоративная – используется для выявления основных членений архитектуры и в украшении быта. От идейного замысла и назначения зависит выбор материала и техника исполнения.
Для лепки учебных работ, эскизов, подготовительных работ используются пластичные глина и пластилин. Техникой резьбы обрабатывают дерево, камни мягких пород и кость. Для создания крупных произведений пользуются высеканием из камня мягких (мрамор, известняк) и твердых пород (гранит, базальт). Гипсовые и цементные скульптуры выполняются техникой литья.
Живопись.
Живопись – один из наиболее ярких видов изобразительного искусства, передающий образы при помощи красок. Живописное произведение создается на плоскости бумаги, картона, дерева, холста, стекла, металла, стены.
Монументальная живопись развивалась в органичной связи с архитектурой и скульптурой. Она отличается величием художественного замысла, глубиной идейного содержания, выраженного в простых и крупных формах.
Ее основные черты – четкость композиции, общность колорита, пространственное решение, выполненное в сочетании с архитектурными членениями, пропорциональными отношениями и перспективой. К основным видам монументальной живописи относятся мозаика и настенная роспись.
Станковая живопись получила название от «станка» (мольберта), на котором создается произведение.
Художник свободен в выборе формата и размера станковой картины.
Декоративная живопись используется в виде орнаментальных изображений в интерьерах, декорационно-оформительская — в декорациях сцены и праздничных оформлениях улиц.
Миниатюрная живопись отличается малыми размерами и особой тонкостью исполнения в эмали, гуаши, акварели, масляной живописи.
Для создания живописного произведения используют различные техники: фресковая (водяными красками по сырой штукатурке из гашеной извести), энкаустика (горячими восковыми красками на доске), темперная (красками, тертыми на яичном желтке, по любому основанию), масляными красками ( по подготовленному холсту, стене, стеклу, картоне, бумаге), акварелью (на бумаге) и пастелью ( цветные мелки по шероховатой бумаге).
Графика.
Графика – вид изобразительного искусства, включающий все разновидности рисунка, выполняемые на бумаге непосредственно от руки, а также воспроизведенные другими способами.
Характерным признаком графического изображения является построение его при помощи линии, штриха, черного и белого пятна.
Графическое изображение может быть как одноцветным, так и многоцветным.
По видам графику разделяют на станковую (станковый рисунок, эстамп, лубок), выполняемую карандашом, углем, сангиной, пером или кистью тушью, акварелью, с помощью эстампа (гравюры на дереве, металле, камне, линолеуме), книжную и журнально-газетную и прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши), которые делают полиграфическими средствами.
Своеобразная форма монументальной графики – плакат.
Декоративно-прикладное искусство (ДПИ).
Декоративно-прикладное искусство – это изготовленные и художественно отделанные кустарным или промышленным способом предметы быта, имеющие не только чисто практическое, но и эстетическое значение.
Обязательными требованиями прикладного искусства являются следующие: форма предмета должна быть целесообразной, декоративное оформление не должно изменять или затушевывать утилитарную форму вещи, а наоборот, выявлять и подчеркивать эту форму.
К декоративно-прикладному искусству относятся: керамика (терракота, майолика, фаянс, фарфор), стекло (художественная посуда, вазы, строительные детали, мозаика), художественная резьба (по дереву, камню, кости, пластмассе), художественные изделия из металла (изделия быта, ювелирные изделия, настольная скульптура, архитектурные детали, осветительные приборы), мебель, текстиль (набивные и декоративные ткани, ковры, шпалеры, парча, вышивка, кружево), игрушки.
Изделия, выполненные одним народным мастером ручным или кустарным способом, рассматриваются как предметы народного искусства, а изделия массового выпуска, изготовленные на фабриках, заводах, — как предметы художественной промышленности.
Жанры изобразительного искусства.
В процессе развития истории сложились жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, исторический и бытовой жанры. В основе этого деления лежит обращение к изображению различных сторон действительности, тем и образов.Сложение системы жанров изобразительного искусства относится к 15-16 вв. Полное выражение жанры изобразительного искусства получили в станковой живописи, скульптуре и графике. Границы жанров изобразительного искусства неустойчивы.
В портрете представление о внешнем облике, внутреннем мире и характере человека иногда сочетается с раскрытием конкретно-исторических черт, дающих представление об общественной значимости личности.
Исторический жанр (включает в себя батальный жанр) повествует о важных событиях жизни общества, достоверно передает типы людей прошедших времен, обстановку, костюмы и т. д.
Бытовой жанр отражает повседневную жизнь людей, социальный и национальный уклад, нравы, быт.
Пейзаж воспроизводит природу в многообразии ее форм, состояний, а также виды города и села. В лучших пейзажах эмоциональность сочетается с глубиной идейного замысла. Фигуры людей играют в пейзажах подчиненную роль.
Натюрморт – изображение мира вещей, утвари, плодов, цветов и т. д. – раскрывает особенности предметов, характеризует владельца. Иногда способствует пониманию мировоззрения и общественного уклада эпохи.
Читать далее Первобытное искусство
Поделиться в соц. сетях
Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »