Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Как выбрать линию горизонта и главную точку картины

Автор: admin | 27 мая 2014

Как выбрать линию горизонта и главную точку картины

Правильный выбор положения линии горизонта на картине и высоты горизонта как превышения точки зрения над предметной плоскостью дает возможность художнику наилучшим образом осуществить свой творческий замысел.

Так, для изображения в пейзажной живописи глубины земных просторов положение линии горизонта, как правило, берут выше средней линии по высоте; для изображения в пейзаже большого пространства неба линию горизонта располагают ниже средней линии. Высота же горизонта в обоих случаях может быть одной и той же, меняется лишь масштаб изображения.

В.И.Суриков. Покорение Сибири Ермаком

В.Суриков. Покорение Сибири Ермаком

Другой пример: если изображается интерьер и художник хочет в большем ракурсе показать плоскость пола с находящимися на нем предметами, линию горизонта нужно брать выше средней линии картины. Наоборот, чтобы, например, показать лепные украшения потолка, линию горизонта нужно расположить ниже средней линии. Высота горизонта в обоих этих случаях также может быть одной и той же.

И.Е.Репин. Бурлаки на Волге

И.Репин. Бурлаки на Волге

В жанровых композициях, когда изображаются события на большой глубине пространства, линию горизонта располагают выше фигур первого плана, чтобы не заслонить фигуры второго и последующих планов. Примером может служить картина В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

Для придания монументальности изображениям фигур первого плана линию горизонта обычно берут ниже голов, а фигуры второго и последующих планов вписывают в промежутки между фигурами первого плана. Как, например, на картинах И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» и «Арест пропагандиста».

И.Е.Репин Арест пропагандиста

И.Репин. Арест пропагандиста

При заданном положении линии горизонта большой эффект может быть достигнут выбором высоты горизонта. Так, чтобы показать большую глубину изображаемого предметного пространства, его многоплановость, высоту горизонта нужно брать большей, а при рисовании с натуры художник должен находиться на каком-либо возвышении. Если же художник намерен показать большое пространство неба с узорами облаков и другими предметами, высоту горизонта нужно брать небольшой, а при рисовании с натуры располагаться ближе к предметной плоскости.

П.А.Федотов. Сватовство майора

П.Федотов. Сватовство майора

Итак, высокое положение линии горизонта на картине в сочетании с большой высотой горизонта увеличивает глубину изображаемого пространства, его многоплановость, и, наоборот, низкое положение линии горизонта и малая высота горизонта уменьшают глубину изображаемого предметного пространства, затрудняют многоплановость изображения.

Ф.П.Толстой.  Семья художника

Ф.Толстой. Семья художника

Главную точку картины следует располагать на линии горизонта и лучше в пересечении ее с осевой вертикальной линией картины, потому что зритель будет рассматривать картину, находясь напротив ее середины. В практике изобразительного искусства допускаются отклонения главной точки от вертикальной осевой линии в пределах срединной трети ширины картины. Например, в картине П.А.Федотова «Сватовство майора» главная точка смещена влево на лицо невесты как на центр смыслового значения картины. В картине Ф.П.Толстого «Семья художника» главная точка смещена вправо по отношению к центру картины.

Точку зрения необходимо выбирать так, чтобы изображаемые предметы не закрывали друг друга, а горизонтальные плоскости не совпадали с плоскостью горизонта.

Читать далее Как выбрать зрительное расстояние

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Перспектива | Ваш отзыв »

Отзывы