Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Пластическая анатомия. Общие положения

Автор: admin | 01 Сен 2014

 

Пластическая анатомия. Общие положения

композицияПластическая анатомия изучает строение и расположение органов, которые определяют внешние формы тела человека: скелет, мышцы, суставы, детали лица, изучает движения и пропорции, а также методику изображения человека на анатомических основах, то есть построение фигуры на основе скелета и обобщённых мышечных массивов и проработку деталей на основе отдельных анатомических образований. Без знания пластической анатомии нельзя правильно изобразить человека ни с натуры, ни, в особенности, от себя, по представлению.

Человеческое тело состоит из туловища, шеи, головы, верхних и нижних конечностей. Верхняя и нижняя части туловища – грудная клетка и таз – имеют твердую основу. Между ними находятся мягкие ткани области живота, форма которого меняется в зависимости от движения грудной клетки или таза (например, при наклоне туловища вперед, вбок и т. д.). Области грудной клетки и таза соединяются при помощи позвоночного столба, проходящего по средней линии. Границы костной основы верхней части туловища, именующейся грудной клеткой, обрисовываются и выступают при вдохе. Костной основой нижней части туловища служат кости таза; верхние его границы легко можно прощупать на себе, если, говоря житейским языком, «подбочениться». Костная основа головы – череп – в большей своей части ясно обрисовывается под кожей. Костная основа конечностей местами выступает, местами теряется под мягкими тканями тела, но все же расположение этих костей под мышцами можно проследить.

При движении, в особенности если модель сухощавая, можно заметить, что форма тела резко меняется: образуются выпуклости и впадины, отчетливо различимы формы и направление мышц – того мягкого, но мощного аппарата, который связывает между собой отдельные участки скелета и приводит в движение как туловище, так и конечности. Отсюда ясно, что внешние формы тела обусловлены скелетом и мышцами, совместно образующими опорный и двигательный аппарат тела, скрытый кожным покровом. Вместе с тем этот аппарат – вместилище таких жизненно-важных органов человеческого тела, как органы пищеварения, кровообращения, нервной системы, дыхания, которые с внешней формой тела прямой связи не имеют, почему описание их не входит в курс пластической анатомии.

Изучение теоретических основ пластической анатомии и Анатомических таблиц, иллюстрирующих анатомический материал, необходимо проводить вместе, параллельно. По теоретическому материалу вы познакомитесь с отдельными костями и мышцами, а по Анатомическим таблицам увидите, как эти кости и мышцы, соединяясь, образуют пластическую форму отдельных частей тела и как эти отдельные пластические формы совместно образуют целое – фигуру.

В произведениях искусства, вошедших в Анатомические таблицы, фигура человека изображена в различных позах, и это дает возможность показать мышцы и кости с разных сторон и в ракурсах, создавая представление о пространственном положении и связях анатомических образований. Теоретическое изучение пластической анатомии и анатомических таблиц желательно сопровождать практическим занятиями с непременным участием живой модели и скелета. Модель необходимо подобрать худощавую с рельефной мускулатурой. Осмотрев со всех сторон изучаемую кость, надо сверить ее с Анатомическими таблицами, приставить к соответствующему месту на теле модели и прощупать (на модели или на себе), как данная кость залегает среди мышц. Только после ряда подобных упражнений начнет слагаться объемное представление о скелете и мышцах, его окружающих. Такая работа с Анатомическими таблицами, скелетом и моделью даст полное объемное представление об анатомическом строении, научит разбираться уже глядя на живую модель, как кости и мышцы совместно образуют «частную форму», как из «частных форм» образуется «большая форма» и как большие формы, связанные скелетом, образуют фигуру. Эти упражнения научат, рисуя живое тело, понимать и чувствовать структуру фигуры, то есть то, что показано на Анатомических таблицах. Во время этой практической работы производите зарисовки.

Изучая скелет, надо зарисовать кости с той частью тела, в которой они залегают. Для этого живая модель и скелет ставятся рядом в одинаковом положении. Причем нельзя рисовать схематический контур, а в него врисовывать кость – это не даст объемного представления об изучаемой части тела. Напротив, надо в объемном светотеневом изображении какой-либо детали живой модели объемно нарисовать кость. Для этого следует прощупать кости у позирующего человека, попросить его двигаться, напрягать мускулатуру. Эти упражнения по изучению скелета заканчиваются объемным рисунком фигуры с объемной прорисовкой всего скелета, который ставится рядом с изображаемой моделью в одинаковом с ней положении. Рисунок должен быть построен на основании скелета (он должен просвечивать внутри фигуры) и обобщенных мышечных массивов. В Анатомических таблицах скелет изображен внутри контурного рисунка, а не объемного, потому что здесь необходимо показывать скелет, ничем не завуалированный, чтобы полностью была видна форма костей, да кроме того, рядом имеются два объемных изображения.

Изучая мышцы, скелет тоже ставят рядом с живой моделью, и, руководствуясь Анатомическими таблицами, рисуют экорше, стараясь представить, как среди мышц залегают кости. Изучение мышц тоже заканчивается зарисовкой всей фигуры, построенной на основе скелета и обобщенных мышечных массивов с последующей проработкой мышц в виде экорше.

Чрезвычайно важно, чтобы художник умел найти на своей фигуре, как на своеобразном анатомическом пособии, изучаемые кости и мышцы. Это принесет огромную пользу в композиционной работе, в рисовании от себя. Необходимо также научиться пользоваться своим отражением в зеркале как анатомической и позирующей моделью.

Читать далее Скелет

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Пластическая анатомия | Ваш отзыв »

Отзывы