Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Построение фигуры человека

Автор: admin | 08 Фев 2017

Построение фигуры человека

Построение фигуры на основе скелета

Рассматривая таблицы Альбома с изображением стоящей, сидящей или лежащей фигуры, легко убедиться, что скелет служит не только основанием отдельным формам тела, но и основой того, как эти формы, стремясь сохранить равновесие, взаимно располагаются в пространстве, то есть скелет есть главнейшая конструктивная основа связи.

Неизменной скелетной связи можно проверить и на живой модели, поставив её в любую позу, от простой до самой сложной. Если модель позирует в солдатской стойке, скелет симметричен: таз занимает горизонтальное положение, скелет ног уходит отвесно вниз, большие вертела находятся на одном уровне, стопы слегка развёрнуты в стороны, позвоночник, грудная клетка и голова без наклона, руки опущены.

Построение фигуры человека на основе скелета и мышечных массивов. Вид спереди

Если же модель станет в позу, когда одна нога будет опорной, а другая свободно отставлена, можно убедиться, что симметрия позы исчезнет, но скелет, как важнейшая основа связи между частями фигуры сохранит такое соотношение форм, при котором равновесие не нарушится. Если таз наклонён в одну сторону, грудная клетка отклонится в другую; если скелет опорной ноги идёт по направлению от большого вертела вниз и внутрь до лодыжек, а стопа пронирована, скелет другой ноги пойдёт в наружную сторону до лодыжек, а стопа будет супинирована. Если поставить фигуру в наклонное положение, грудная клетка выдвигается вперёд, а таз отведётся назад, чем и сохранится равновесие и пластика фигуры. В любой позе особенно важно обратить внимание на соотношение таза, грудной клетки и ног, потому что именно их взаимосвязь определяет, как фигура стоит или как она посажена; при этом всегда центральным связующим звеном будет таз. Поэтому конструктивно-анатомический разбор изображаемой модели выгоднее всего начинать с определения положения таза. Например, таз, занимая горизонтальное положение, как при упомянутой солдатской стойке, влечёт обычно за собой вертикально-симметричное положение ног, прямое положение туловища, что, кстати, малоинтересно пластически. Напротив, большинству пластически выразительных поз свойствен наклон таза, который неизменно влечёт за собой отклонение от симметрии остальных частей тела.

Таз, таким образом, служит определяющим связующим звеном при изображении фигуры в любом положении. Построение фигуры всегда выгодно начинать с таза.

Построение фигуры человека на основе скелета и мышечных массивов. Вид сзади

Произведите построение всей фигуры, поставив рядом с моделью скелет в той же позе. Начните построение с таза, пользуясь срединной плоскостью, пристройте грудную клетку; постройте и поставьте ноги. Уточните взаимное пространственное положение таза, ног, грудной клетки. Определив положение яремной впадины (если рисуете спереди) или седьмого шейного позвонка (если рисуйте сзади), постройте от них шею, голову, плечевой пояс, руки; строя голову, пользуйтесь крестовиной. Старайтесь в больших основах уловить основы связи с другими объёмами: то есть следите за тем, как один объём входит в промежуток между другими объёмами или возникает между ними. Не выявляйте никаких подробностей. Занимайтесь только объёмным построением на основании скелета и обобщённых (пока для вас безымянных) мышечных массивов. По окончании построения врисуйте объёмный скелет в объёмное изображение фигуры.

Очень важно запомнить следующее: нельзя сначала нарисовать скелет, а потом на него как бы надеть формы фигуры. Скелетом можно пользоваться только как пособием. Стройте объёмные части фигуры обычным способом — рисуя обобщённые мышечные массивы, надетые на костные основания, объединяйте их на основе скелета и той связи между обобщёнными мышечными массивами, которую сумеете уловить. Желательно сделать несколько таких упражнений на построение фигуры с разных точек зрения.

Построение фигуры человека на основе скелета и мышечных массивов. Вид сбоку

Построение фигуры и проработка деталей

Построение производится на основе скелета и мышечных массивов, обобщённых в соответствии сих строением и взаимной связью.

Когда скелет построен и массивы мышц размещены в соответствии с их строением и связью, — словом, когда фигура построена целиком, можно перейти к проработке деталей, соблюдая при этом принцип отбора, чтобы подчеркнуть существенное для данной позы, для данной модели.

При построении фигуры прежде всего надо связать таз с грудной клеткой. Спереди средняя линия пройдёт от яремной впадины через грудину и белую линию живота к лонному сращению; сзади срединной линией служит позвоночный столб от седьмого шейного позвонка до крестца. Затем надо строить от таза ноги, поставить их на плоскость. Необходимо уточнить соотношение поставленных ног, таза и грудной клетки, то есть объёмное и весовое соотношение фигуры. Этим определится пространственное положение грудной клетки, и тогда яремная ямка и седьмой шейный позвонок станут основными точками, от которых можно строить голову и руки. Шею и голову надо строить, наметив среднюю линию и «крестовину», иначе построение не удастся, форма «развалится».

Если фигура находится в сидячем положении, метод остаётся тот же: центральное звено построения — таз, его надо связать с сиденьем и ногами, а стопы установить на пол и связать с ножками стула или табурета: стопы и ножки сиденья должны находиться в одной плоскости, а таз и поверхность сиденья в другой; перспективу этих двух плоскостей надо наметить правильно, иначе фигура сидеть не будет.

У сидящей модели «шесть ног» (две соответственные и четыре ножки стула) и все они должны плотно стоять на одной плоскости — это правило надо хорошо усвоить. Надо тщательно проследить пространственное положение колен, пяток и лодыжек по отношению к высоте сиденья, к плоскости пола, а также за отношением одной ноги к другой. Отсюда ясно, что конструкция сиденья должна быть понятной, поэтому нельзя занавешивать ножки стула — это затруднит рисующему «посадить» фигуру и поведет к ошибкам в её построении.

Если фигура лежит, возникает задача связать её всю с плоскостью опоры. Здесь опять-таки основным будет отношение таза и грудной клетки или грудной клетки и таза (если фигура лежит в ракурсе головой на зрителя), с поправкой на перспективу.

После того как основное построение найдено, постепенно уточняется рельеф больших массивов и отдельных мышц, суставов, сухожилий. Анатомические подробности используются только необходимые и характерные в данном движении, а остальное обобщается — удаляется всё ненужное, но чтобы определить, что в данном случае не нужно, надо хорошо знать весь материал. Поэтому грамотное обобщение возможно лишь как следствие знания анатомии. Хороший, анатомически слаженный рисунок — это вовсе не тот, где перечисляются все подробности — такое изображение может возникнуть и в результате слепого копирования натуры. В художественном, анатомически грамотном рисунке найдено всё основное — объёмная форма, связь, движение, характер, выразительность — и выброшено всё ненужное. Такое использование анатомии совсем не дробит форму, не мешает художественности рисунка, а, напротив, учит целостному восприятию живой натуры, учить художника владеть формой, позволяет свободно и разумно распоряжаться формой, а не копировать её.

Постройте фигуру спереди, сзади, стоя и сидя; отработайте мышцы без кожи (экорше). Наметьте в глубине расположение скелета. Повторите те же задания в ракурсе.

Асимметрия в строении фигуры человека

Во внешнем симметричном строении человека проявляются незначительные элементы асимметрии. Нос часто бывает сдвинут в сторону, глаза стоят на разной высоте, одна половина черепа больше другой, правая половина рта несколько отличается от левой. От этого автопортрет, написанный с зеркала, похож не полностью, так как половины лица поменялись местами. Все эти отклонения важны для портретного сходства. При абсолютно симметричных чертах портрета зрителю кажется, что портретируемый не похож, в большинстве случаев так и есть на самом деле.

Правая половина груди шире левой. Правая рука длиннее, кисть шире, чем у левой. Напротив, левая нога часто длиннее и больше правой.

Асимметрия туловища большого практического значения для работы художника не имеет.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Пластическая анатомия | комментариев 5 »

комментариев 5 на “Построение фигуры человека”

  1. валентина пишет:
    05 Июн 2017 в 19:57

    Хотелось бы срисовывать фигуру человека с модели человека с мышцами. Подскажите, где купить эти модели, можно подержанные.Спасибо.

  2. admin пишет:
    05 Июн 2017 в 22:26

    Пособия, которыми Вы интересуетесь, называются Экорше (скульптурное изображение фигуры человека, животного, лишённого кожного покрова, с открытыми мышцами). Найти их можно в интернете на сайтах предприятий, занимающихся изготовлением учебных гипсовых пособий для рисования. Подержанные, возможно, есть в продаже на сайтах, подобных OLX.

  3. валентина пишет:
    06 Июн 2017 в 09:55

    Спасибо.

  4. валентина пишет:
    06 Июн 2017 в 10:03

    Я хотела купить саму модель человека с мышцами, конечно, в уменьшенном масштабе, для срисовывания, но нигде не могу её найти. Да, я не понимаю на другом языке.

  5. admin пишет:
    06 Июн 2017 в 22:04

    Наберите в поисковике «купить фигуру экорше», «купить фигуру экорше Гудона», «фигура экорше Гудона» и в картинках увидите два основных вида учебных пособий учебной анатомической фигуры человека. Я отправила Вам на почту их фото.

Отзывы