Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Длительные рисунки с натуры

Автор: admin | 12 Окт 2013

Длительные рисунки с натуры

Обучение рисованию складывается из двух видов учебной работы – выполнения длительных работ и коротких набросков и зарисовок. В длительном рисунке серьезно и глубоко изучаются отдельные правила и законы рисунка, сосредоточивается внимание на основных этапах построения реалистического изображения. В набросках и коротких зарисовках вы приучаетесь использовать свои знания и навыки. Процесс обучения рисованию проводится на основе длительного штудирования натуры. Длительный рисунок дает возможность глубже усвоить закономерности построения изображения на плоскости и понять особенности строения натуры.

Современная методика обучения рисованию предусматривает три основных этапа работы над длительным рисунком: композиционное размещение изображения на плоскости листа бумаги и определение общего характера формы; пластическая моделировка формы светотенью и детальная характеристика натуры; подведение итогов проделанной работы.

Прежде чем приступить к длительному рисунку, вы должны ознакомиться с натурой, отметить ее характерные особенности, понять ее строение, определить, с какой точки зрения выгоднее (эффектнее) разместить изображение на плоскости. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Вначале вы зрительно знакомитесь с натурой, а затем ваше внимание переключается на характерные особенности строения модели, ее пропорции, характер формы, движение и освещение.

На первых порах большую трудность представляет определение границ изображаемого. Для этого можно пользоваться видоискателем – кусочком картона или бумаги, в котором вырезано прямоугольное  отверстие.

Куб 1

Последовательность выполнения рисунка геометрического тела

Куб 2

Последовательность выполнения рисунка геометрического тела

Куб 3

Последовательность выполнения рисунка геометрического тела

Куб 4

Последовательность выполнения рисунка геометрического тела

Куб 5

Последовательность выполнения рисунка геометрического тела

Длительный рисунок должен начинаться с живого эмоционального наброска, который будет заключать в себе основное композиционное решение рисунка. Если задание очень сложное, то целесообразно сделать предварительно несколько набросков с различных ракурсов и точек зрения, а затем уже приступать к компоновке. Начинать работу на основном формате можно только после того, как разработана композиция будущего рисунка. Сделав с помощью видоискателя несколько композиционных набросков, выберете наиболее удовлетворяющий поставленной задаче и начинайте работать на основном листе.

Работа на основном формате начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Изображение намечается легкими штрихами. Затем устанавливаются основные пропорции и намечается общий вид натуры. Форма прорисовывается очень обобщенно и схематично. Главное на этом этапе – научиться видеть предмет в его основной объемной форме, т. е. цельно, обобщенно. Всякий предмет наряду с главными частями имеет большое количество второстепенных деталей. Ваша задача – научиться отделять главное от второстепенного. Чтобы детали не отвлекали внимание от основного характера формы, рекомендуется прищурить глаза так, чтобы форма смотрелась как силуэт, как общее пятно, а детали исчезали. Если это группа предметов, то нужно научиться приравнивать их к единой фигуре – обобщать.

Натюрморт из геоментрических тел. Этап 1

Последовательность выполнения рисунка группы геометрических тел

Натюрморт из геоментрических тел. Этап 2

Последовательность выполнения рисунка группы геометрических тел

Натюрморт из геоментрических тел. Этап 3

Последовательность выполнения рисунка группы геометрических тел

Натюрморт из геоментрических тел. Этап 4

Последовательность выполнения рисунка группы геометрических тел

Натюрморт из геоментрических тел. Этап 5

Последовательность выполнения рисунка группы геометрических тел

Второй этап – пластическая моделировка формы тоном и детальная проработка рисунка. Это основной и самый долгий этап работы над длительным рисунком. Вам понадобятся знания из области перспективы, анатомии, теории теней, понимание конструктивного строения формы, последовательность работы над рисунком. Проработка деталей требует определенной закономерности – каждую деталь надо рисовать в связи с другими.

Стадии проработки деталей, активного анализа форм, выявление материальности натуры и взаимоотношения предметов в пространстве – самый трудоемкий этап работы над длительным рисунком. Правда, этот этап менее эмоциональный, чем начало и конец работы, но ответственный, потому что здесь нужно вложить максимум упорного труда, мобилизовать все свои знания и способности. На э том этапе вы должны не только и столько наскоро зафиксировать видимое, сколько, используя законы линейной и воздушной перспективы, строить изображение на основе точного анализа отношений между всеми элементами формы.

На данном  этапе работы происходит детальная характеристика натуры:  выявляется фактура модели, передается материальность предметов (человеческое тело, гипс, мех, ткань). Рисунок тщательно прорабатывается в тональных отношениях.

Когда все детали прорисованы и длительный рисунок тщательно промоделирован тоном, начинается процесс обобщения.

Этапы рисунка 1

Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы

Этапы рисунка 2

Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы

Этапы рисунка 4

Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы

Этапы рисунка 5

Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы

Этапы рисунка 6

Последовательность выполнения рисунка гипсовой головы

Третий этап – подведение итогов. Это последняя и самая ответственная стадия работы над длительным рисунком. На этом этапе вы подводите итоги проделанной работы:  проверяете общее состояние натуры, подчиняете детали целому, уточняете рисунок в тоне (подчиняете света и тени, блики, рефлексы и полутона общему тону). Под этим следует понимать стремление довести до настоящего звучания и завершения те задачи, которые были поставлены в самом начале работы. Ясность и цельность, свежесть первого восприятия должны выступать в новом качестве, как результат длительного и напряженного труда. На заключительном этапе работы желательно опять вернуться к свежему, первоначальному восприятию.

Таким образом, в начале работы, когда рисовальщик быстро намечает на листе бумаги общий вид натуры, он идет путем синтеза – обобщения. Далее, когда в обобщенной форме намечаются мелкие детали и проводится внимательный разбор формы, рисовальщик вступает на путь анализа. В самом конце работы, когда художник начинает подчинять детали целому, он вновь возвращается на путь синтеза.

Весь процесс ведения длительного рисунка необходимо членить на отдельные учебные задачи и методическую последовательность работы над рисунком рассматривать как последовательное решение конкретных задач, где каждая последующая вытекает из предыдущей. Обобщение и детализация – основные стадии работы над длительным рисунком. Вы должны запомнить, что детализации подлежат главные места изображения, на которых сосредотачивается внимание зрителя. Обобщению подлежат второстепенные детали, служащие только для усиления главных.

Читать далее Рисунки по памяти, представлению и воображению

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Рисунок | Ваш отзыв »

Отзывы