Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Лепка геометрических тел

Автор: admin | 16 Мар 2017

Лепка геометрических тел

В качестве первых упражнений по скульптуре используются практические занятия, которые знакомят с процессом лепки и последовательностью в работе. Проработка и усвоение лепки геометрических тел дают возможность в будущем перейти к выполнению более сложных заданий.

Куб. В качестве первого задания полезно вылепить куб. Его можно взять из школьного набора геометрических тел или сделать самому из картона. Прежде чем приступить к лепке куба, необходимо его внимательно со всех сторон рассмотреть и уяснить его размеры, пропорции и форму.

Затем надо взять кусок пластилина (глины) несколько меньшего объема, чем изображаемый предмет, и наложить его на плинт. Пластилину (глине) придается общая форма предмета. После этого пластилин (глина) в соответствии с пропорциями и формой натуры постепенно накладывается, а где нужно – срезается.

Так как куб имеет равные стороны, натуру поворачивать не обязательно, но это необходимо делать при работе над другими предметами и особенно над группами предметов. Этюд же необходимо поворачивать во всех случаях. Как уже сказано, работать следует «на глаз», не прибегая к измерениям, и, только заканчивая, можно проверить отношения сторон вылепленного куба кронциркулем и исправить обнаруженные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шестигранная призма. После того, как выполнен куб, можно перейти к лепке шестигранной призм. Процесс работ остается тот же но, рассматривая призму, надо обратить внимание на то, что она имеет два одинаковых основания, центр которых находятся на одной оси, и шесть одинаковых прямоугольных граней, равноудаленных от оси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цилиндр. Для следующего задания нужно взять цилиндр. Лепка призмы может рассматриваться как первый этап лепки цилиндра, который так же как и призма, имеет два основания и ось, соединяющую их центр. Отношение длины оси к диаметру основания, или, другими словами, высоты цилиндра к его толщине, и есть его пропорции. Если продолжить работу над вылепленной шестигранной призмой и на ее плоские грани постепенно накладывать глину, добиваясь плавного, округлого перехода одной грани в другую и полного их слияния, получается цилиндр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пирамида. Следующим заданием является шестигранная или восьмигранная пирамида. Пирамида должна быть прежде всего правильно поставлена, то есть обязательно точно найдено положение вершин по отношению к центру основания.

Для этого надо чаще поворачивать и с разных сторон проверять свою работу. Необходимо одновременно следить за точностью отношения высот к основанию и внимательно пролепить грани, помня, что все они равны, имеют треугольную форму и одинаково расположены по отношению к оси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конус. После пирамиды идет конус. Строится он так же, как и пирамида, а лепить его форму следует, как бы продолжая работу над пирамидой, как и в упражнении по лепке цилиндра. Над каждым из этих заданий рекомендуется работать от 6 до 8 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа геометрических тел. В таких упражнениях задача усложняется. Принцип построения композиции из отдельных тел и их лепки остается таким же, как и в первых заданиях, но нужно помнить, что лепить группу следует вместе, на одном плинте. Эти задания развивают способность определять «на глаз» расположение предметов и их частей в пространстве, а главное – их соотношения и связь, образующие то, то называют скульптурной композицией.

 

 

 

 

 

 

 

Сочетания геометрических тел могут быть очень разнообразны. Полезно вылепить несколько групп различной сложности. Вначале можно влепить группу из двух предметов, например, куб с цилиндром или куб с конусом; затем из трех предметов, например куб с пирамидой на нем и шаром около. На каждое из таких заданий по лепке групповых сочетаний из геометрических тел следует отвести от 10 до 16 часов.

Приступая к выполнению этих упражнений, необходимо прежде всего установить размер выполняемой работы по отношению к натуре – ее масштаб. Затем, как и в прежних заданиях, надо на доске сделать плинт, на который положить кусок пластилина (глины) и придать ему общую форму всей группы. После этого «на глаз» устанавливаются пропорции, то есть отношения между высотой, длинной и шириной все групп, а также соотношения между отдельными предметами, составляющими группу. Теперь можно перейти к проработке форм предметов.

 

 

 

 

 

 

 

В процессе лепки натуру нужно постоянно поворачивать. Сначала сделать несколько поворотов по кругу на 90˚, чтобы быстрее охватить общую форму группы и расположение предметов, затем поворот делать примерно на 45˚, что даст возможность лучше увидеть форму отдельных предметов и уточнить их взаимное расположение. Необходимо чаще отходить от станка для того, чтобы в поле зрения одновременно попадали натура и этюд, на расстоянии сравнивать их между собой, проверяя общую форму и пропорции, объем и соотношение масс отдельных предметов.

Установив пропорции и расположение предметов, можно перейти к более детальной пролепке форм каждого из предметов. Работая над деталями, следует их все время сравнивать между собой и со всей группой в целом для того, чтобы не терять единства общего и частного.

Работая над лепкой отдельных геометрических тел и групп, изучая их форму и расположение в пространстве, чрезвычайно полезно не ограничиваться только лепкой, а проделывать эти же упражнения в рисунке, зарисовывая предметы и группы, поставленные для лепки. Рисование поможет лучше понять и вылепить их, заставит лишний раз проверить пропорции, форму предметов и их взаимосвязь и будет способствовать выработке навыков в рисовании, необходимых скульптору не меньше, чем живописцу или графику.

Каждый художник должен развивать наблюдательность и зрительную память. С самого начала наряду с лепкой и рисованием с натуры надо регулярно практиковаться в работе по памяти. Хорошо, например, в процессе выполнения группы геометрических тел вылепить и нарисовать одну и ту же постановку, не глядя на натуру. Можно это проделать в меньшем размере. В работе по памяти следует обращать внимание главным образом на основные пропорции всей группы, на связь частей и на общую форму предметов. По окончании необходимо проверить исполненный по памяти набросок, сравнив его с натурой и с работой, сделанной по натуре.

Кроме упражнений, связанных с учебными заданиями, нужно постоянно наблюдать окружающую жизнь и зарисовать в альбоме все интересное, могущее в дальнейшем послужить темой для скульптурного эскиза. Очень полезно с натуры и по памяти лепить и рисовать увиденные в жизни сцены, отдельные фигуры людей и животных, накапливая запас жизненных наблюдений – материал, необходимый для будущей работы над композицией.

Следующее задание Лепка предметов с натуры

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Скульптура. Задания | Ваш отзыв »

Отзывы