Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Регулировка станка

Автор: admin | 01 Авг 2017

Регулировка станка

Станок, на котором придется лепить этюд, обязательно нужно наладить. Есть два категорических требования к станку для лепки скульптуры, в особенности – стоящей фигуры: 1) постоянство оси вращения, 2) вертикальность ее. Для того, чтобы ось вращения сохраняла одно и то же положение в пространстве и щит при поворачивании не качался, необходимо, чтобы верхняя поверхность стола и нижняя поверхность щита представляли собой плоскость, а не кривую поверхность. Перед началом работы станок надо осмотреть и, если нужно, выправить рубанком.

Добившись таким образом постоянства оси вращения, необходимо придать ей строго вертикальное положение. Это очень важно. Если ось вращения не вертикальна, то фигура, хорошо установленная при одном положении поворотного щита, как только мы повернем щит на 180˚, превратится в падающую. Если в этом новом повороте мы произведем исправление положения фигуры относительно вертикали (что потребует переделки всей фигуры вплоть до каркаса), то, как только мы повернем ее в первое положение, она снова окажется падающей, только на этот раз в другую сторону, и так без конца.

Работа на неотрегулированном станке

Наладку станка надо произвести не на глаз, а со всей тщательностью, какую позволяет отвес или уровень.

Проще всего наладить станок при помощи отвеса. Отвес надо прикрепить к какой-нибудь высоко расположенной точке каркаса, а если проверка производится тогда, когда фигура уже проложена, — то к гвоздю или палочке, воткнутой в глину как можно выше. Кончик отвеса должен почти касаться глиняного плинта. На плинте отмечается точка, на которую указывает отвес, и затем щит начинают понемногу поворачивать, обычно каждый раз на 45˚. После каждого поворота отмечают на плинте точку, куда теперь указывает отвес. Для этого, конечно, нужно, чтобы отвес был правильной формы с острым и верно направленным кончиком. Когда щит, сделав полный круг, вернется в исходное положение и отвес остановится над исходной точкой, нужно обратить внимание на фигуру, образованную всеми точками на плинте. Если ось вращения вертикальна, то отвес при любом повороте щита будет указывать на одну и ту же точку на плинте или. Во всяком случае. Будет давать только незначительные отклонения от исходной точки – на один-два миллиметра. Если же ось вращения не вертикальна или, что то же самое, плоскость вращения не горизонтальна, тогда точки падения отвеса при разных поворотах щита образуют круг, аналогичный изображенному на рисунке ниже. Этот круг тем больше, чем больше отклонение оси вращения от вертикали. В этом наиболее частом при проверке станка случае надо изменить наклон станка. Для этого под какие-то из его ножек нужно подложить клинья. Добиваясь того, чтобы кончик отвеса переместился и стал бы над центром указанного круга.

Проверка станка отвесом (каркас с опущенным из верхней точки отвесом)

Обратите внимание на то, что изменить ось вращения станка можно только путем помещения клиньев между ножками и полом. Нередко некоторые начинающие скульпторы пытаются подкладывать клинья под щит, на котором укреплен каркас. Этим направление оси вращения станка нисколько не меняется. Такой прием может оказаться полезным только при уже отрегулированном станке и только в тех редких случаях, когда почему-либо стало необходимо немного переменить наклон всей фигуры, немного наклонить всю фигуру или вперед, или назад, или влево, или вправо.

Если при проверке кончик отвеса не описывает более или менее правильный круг, а беспорядочно скачет то в одну, то в другую сторону, это значит, что не выполнено самое первое условие наладки станка, а именно: что стол станка и нижняя поверхность поворотного щита не представляют собой правильных плоскостей. Мириться с этим нельзя.

Проверка станка отвесом

Если нужно при помощи отвеса выверить станок, на котором стоит этюд фигуры маленького размера (40-50 см), то становятся на расстоянии нескольких шагов от станка и, держа перед собой отвес, располагают его так, чтобы нить казалась проходящей через какую-нибудь высокую очку, взятую в качестве ориентира. Пусть это будет спичка, воткнутая в глину, как показано на рисунке ниже. При этом на плинте прочерчивают линию, которая зрительно совпадает с нитью отвеса в этом положении. Затем поворачивают этюд на 180˚ и снова с отвесом в руке смотрят с некоторого расстояния, совмещается ли теперь проведенная внизу линия с нитью отвеса, проходящей наверху через ту же ориентирную точку, или нить отвеса проходит теперь в стороне от отметки. В последнем случае фигуру пока больше не поворачивают, а прочерчивают на плинте вторую линию таким же способом, как и первую. Затем при помощи клиньев, подкладываемых под ножки, изменяют положение станка, добиваясь того, чтобы при визировании нить отвеса, проходящая наверху через ориентирную точку, прошла бы внизу точно посередине между обеими отметками. Проделав все это, нужно еще раз произвести тот же самый прием с визированием, поворачиванием фигуры на 180˚ и подклиниванием с целью выведения отвеса на середину между первой и второй метками на плинте. Но на этот раз стоять уже нужно на другом месте, на направлении от станка, перпендикулярном первому.

Читать далее Размещение модели и этюда. Масштаб

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Скульптура | Ваш отзыв »

Отзывы