Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Акварельные этюды по памяти, представлению и воображению

Автор: admin | 02 мая 2013

Акварельные этюды по памяти, представлению и воображению

Такие качества как развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать приобретаются в результате систематического рисования по памяти, представлению и воображению. Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции, поскольку композиционный эскиз и тем более картина не составляются механически из этюдов и, как правило, не повторяют их. Основными помощниками в данном случае являются мастерство, память, воображение художника, а также его наблюдения и знание жизни, приобретенные при работе с натуры.
Умение рисовать акварельные работы по памяти важно и потому, что художник не всегда располагает временем и соответствующими условиями, чтобы написать этюд с натуры. В окружающей действительности бывают явления, события, которые писать с натуры весьма трудно или просто невозможно: быстротечные процессы труда, движущийся транспорт, эффекты освещения и т. д. Наблюдая, художник должен запоминать все это. Развитие наблюдательности, зрительной памяти – это не самоцель. Тренировку в умении наблюдать и запоминать увиденное надо тесно связывать с активной учебно-творческой деятельности по рисунку, живописи, композиции. Работа художника должна быть наполнена регулярными упражнениями по памяти, представлению и воображению длительного и кратковременного характера.

по памяти2

Этюд по памяти

Развитие способности рисовать «от себя» и систематическая углубленная работа с натуры должны пониматься как единый взаимообусловленный процесс. Чем больше и углубленнее начинающий изучает натуру, тем глубже и разностороннее знания и представления о ней.
Программа рисования по памяти включает различные задания и упражнения. Чаще всего практикуется повторение по памяти программных заданий. Количество часов на такое повторение рекомендовано значительно меньше, чем на выполнение этюда с натуры. Обычно при этом делается установка на то, чтобы при повторении задания по памяти передавалось обобщенное впечатление от натуры за счет опускания подробностей.
Во избежание копирования своего этюда можно повторять задания по памяти, но с другой точки зрения, в другом ракурсе или через несколько дней. Тогда действительно придется больше опираться на память натуры и умение запоминать и передавать ее тонально-цветовые особенности, характер, пропорции, движение. Такие упражнения полезно проводить непосредственно после завершения задания с натуры.

этюд по памяти

Этюд по памяти

В работе по памяти наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Начинающего живописца подавляет большое разнообразие тонких оттенков цвета натуры, ее цветовое богатство. Запомнить и передать цветовое состояние натуры сложно. Знание предмета, а также закономерностей и принципов перспективы, пластической анатомии, цветоведения должно помогать воссоздать образ натуры. Эти знания служат как бы контролем и основой памяти, и на этой основе надо запоминать и передавать подмеченные в момент наблюдения характерные особенности тонально-цветового строя натуры.

Продолжительность наблюдения может оказывать влияние на полноту и качество запоминания. Наш взгляд чаще останавливается на том, что послужило причиной заинтересованного внимания, наблюдения. Вот на основе наблюдения этого наиболее интересного и характерного в натуре и должно воспитываться умение наблюдать, запоминать. Это может быть состояние освещенности, погоды, цветовой строй, ритм предметов, характерность их формы, движение или покой, а нередко и интересная деталь и т. д. С этих отправных моментов начинается анализ и запоминание содержательной ценности натуры, ее характерных особенностей и интересных деталей.

по представлению

Этюд по представлению

Очень полезно делать этюды-зарисовки, наброски с натуры и по памяти интересных наблюдений, впечатлений от деталей натуры. Это может быть форма, характер, особенности цветовой окраски облаков, веток, листьев различных деревьев, кустарников, цветов, трав, плодов, ягод и т. п. Накапливая знания и представления о деталях натуры, художник приобретает необходимую свободу и независимость от натуры.

Внимательное отношение к деталям натуры, их запоминание необходимо и потому, что они служат отправным моментом в восстановлении в памяти целостного представления о наблюдаемых предметах. Запоминание интересных и характерных деталей в рисовании по памяти помогает восстановлению целого.

Наблюдая и анализируя натуру, нужно стараться как можно яснее представить себе будущий этюд, рисунок, а для этого необходимо видеть и запоминать натуру в цвете, линиях, мысленно компоновать, писать ее в памяти. Таким образом, процесс анализа и запоминания натуры должен превращаться в процесс написания натуры по памяти, перевода ее в определенную форму изображения. Такое запоминание легче и прочнее, нежели механическое.

по воображению 1

Этюд по воображению

На завершающей стадии или после выполнения задания по памяти необходимо провести проверку и уточнение этюда по натуре. Натура богаче любого запаса наблюдений, опыта. К тому же уточнение по натуре должно служить дальнейшему обогащению и развитию памяти.

Акварельные работы по развитию зрительной памяти, умения работать по представлению могут быть самыми разнообразными. Это могут быть кратковременные этюды-наброски после наблюдения натуры, повторные наблюдения и корректировка этюда с внесением уточнений, выполнение этюдов по памяти с перерывом во времени после наблюдения, повторение этюда по памяти по окончании задания с натуры, параллельное выполнение учебного задания и этюда по памяти и т. п. Эти упражнения отличаются по продолжительности, направленности на развитие тех или иных творческих качеств. Этюд по памяти необязательно должен быть подробным, исчерпывающим в передаче впечатления от увиденного. Он может быть понятен иногда лишь самому автору, служить опорой его памяти.
Безусловно, по мере приобретения опыта надо усложнять задачи: добиваться полноты и сходства с натурой (особенно в передаче характерных качеств натуры, в колористическом решении этюда), выполнять длительное задание по собранному материалу, по памяти, по представлению и по воображению.

Читать далее Копирование акварельных работ

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Живопись | Ваш отзыв »

Отзывы