Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Длительные акварельные этюды с натуры

Автор: admin | 01 мая 2013

Длительные акварельные этюды с натуры

Этюды-штудии (длительные этюды) выполняются в течение нескольких сеансов не менее двух-четырех часов каждый. Задача длительного этюда – глубокое и всестороннее изучение натуры, характера ее форм, движения, пропорций, конструктивного строения, колористических особенностей и освещения. Работу над длительной акварельной работой можно разделить на два этапа – подготовительный и исполнительный.

Подготовительный этап включает визуальное изучение и анализ натуры, ознакомление с методическими рекомендациями, поиск композиционного решения – определение места (точки зрения), с которого будет выполняться этюд, создание набросков, графических и цветовых эскизов для уяснения компоновки, формата и размера этюда, его зарисовок, этюдов-эскизов в целях углубленного изучения отдельных, наиболее важных и сложных сторон натуры. К подготовительному этапу относится также выполнение рисунка под живопись, который делается на отдельном листе бумаги.

Вначале надо сделать внимательный анализ натуры, понять ее пластический, цветовой и эмоциональный строй, условия и характер освещения, акцентировать внимание на наиболее характерных и интересных ее качествах.

Очень важная и ответственная задача – выбрать место, с которого будет выполняться этюд. Чтобы найти наилучшую композицию этюда, надо сделать несколько пробных эскизов-набросков в линейном и цветовом выражении с разных точек зрения. Сравнив их между собой, можно выбрать наилучшее решение. С выбранной точки зрения натура должна смотреться цельно и пластично, т. е. главные компоненты должны не терять выразительности большой формы, не загораживать друг друга, красиво располагаться в формате, создавая определенное равновесие масс, тонально-цветовой и масштабный ритм. С выбранной точки зрения натура должна иметь хороший обзор. Расстояние до модели должно быть таким, чтобы ее можно было охватить взглядом всю одновременно. В силу свойства нашего зрения это можно сделать, если находиться от натуры на удалении не менее двух-трех ее величин по большей стороне (высоте или ширине).

эскиз

Этюд-эскиз

При компоновке этюда надо, чтобы изображаемые предметы по величине не были бы слишком мелкими или крупными относительно размера работы. Величина изображения не должна превышать величины натуры. Первые эскизы-наброски выполняются, как правило, графически. Размер их не превышает размера спичечного коробка. Здесь лишь намечается и ведется поиск структурно-пластического решения композиции, расположения и взаимосвязи больших масс, предметов, их величины в избранном формате.

Свежесть впечатления, представление о цветовом и эмоциональном строе натуры надо обязательно зафиксировать в кратковременном этюде-эскизе. В таком этюде решаются следующие основные задачи: определяется или уточняется композиция (особенно ее цветовая, колористическая организация), намечаются большие тонально-цветовые отношения теплых и холодных, насыщенных и слабонасыщенных, светлых и темных цветов; на предметах обозначаются большая тень и свет, определяется разница в тоне и цвете по планам, запечатлевается в целом эмоциональный строй натуры.

В целях углубленного изучения цветового и пластического характера натуры могут быть сделаны кратковременные этюды, наброски, зарисовки с отдельных, наиболее важных и сложных частей натуры или отдельных предметов постановки.

Поиск решения композиции и особенно формы предметов характеризуется всевозможными переделками. Все это приводит к загрязнению и даже повреждению поверхности основы. Поэтому композиционный поиск и рисунок под живопись следует выполнить вначале на отдельных листах бумаги. Небольшие композиционные эскизы-наброски иногда делают на полях работы.

IMG_0002

Подготовительный рисунок

В предварительном рисунке-эскизе решаются следующие основные задачи:

а) поиск структурного и пластического решения композиции (если эта задача предварительно не была решена в композиционных эскизах-набросках). Если же рисунок выполняется с учетом эскиза, то на этой стадии лишь уточняется найденное решение в конкретном размере и формате будущего этюда;

б) поиск решения формы предметов, их характера, движения, пропорций, конструктивного строения, взаиморасположения и постановки их на плоскости и т. п. Намечаются характерные детали и планы;

в) частичная светотеневая моделировка формы предметов, поиск тональных отношений больших масс постановки;

г) окончательное определение формата и размера будущего этюда.

Чем внимательнее и строже будет подход к рисунку, а, следовательно, и к изучению и анализу натуры, тем более качественной будет и сама живопись. Если рисунок под живопись делается на отдельном листе бумаги, следует перевести его на чистую живописную основу. Акварельная бумага кладется на бумагу такого же размера с тщательно проработанным подготовительным рисунком. Затем их размещают на стекле, подсвеченном снизу, и переводят просвечивающееся изображение на акварельную бумагу.

На исполнительном этапе потребуется умение владеть методом ведения живописи при длительных формах этюда, знание технологии и техники работы соответствующими изобразительными материалами, умение видеть натуру цельно и на основе этого последовательно приводить изображение к целостности и единству.

Этот этап работы над этюдом включает следующие основные стадии: первая прописка, лессировки, приведение этюда к живописно-пластической цельности.

IMG_0003

Работа в цвете. Начальный этап

Начинать работу над этюдом следует с нахождения гармонии отношений общего. Поэтому сразу же в первой прописке необходимо наметить отношения, добиться гармонии больших цветовых пятен, ведущих цветов натуры и стараться сохранять, уточнять эту гармонию на всех последующих стадиях работы над этюдом. То есть введение деталей, их проработка, живописно-пластическая моделировка формы и т. д. Должны все время согласовываться и соотноситься с общим решением, усиливать выразительность больших цветовых отношений.

Первая прописка выполняет три основных функции – композиционную, пластическую и колористическую. С точки зрения композиции в первой прописке устанавливаются гармонические соотношения и взаимосвязи основных цветов по насыщенности, светлоте, цветовому оттенку, теплохолодности, величине цветовых пятен, активности и соподчиненности цветов, контрастов в соответствии с композиционным центром этюда.

В пластическом отношении в первой прописке четко намечают величину, границы и характер светотеневой моделировки форм предметов, их взаимосвязь и расположение в пространстве и т. д.

В первой прописке определяется и колористический строй этюда на основе гармонического сочетания отношений ведущих цветов натуры, обусловленных и объединенных колористически соответствующими условиями освещения, окружения, пространственного расположения предметов.

IMG_0004

Работа в цвете. Заключительный этап

Намеченное в первой прописке живописно-пластическое решение этюда разрабатывается и развивается в последующих прописках, лессировках.

Можно использовать лессировки трех типов – тонирующую, моделирующую и ретуширующую. Тонирующая лессировка употребляется, чтобы усилить слабоокрашенные или приглушить яркие, насыщенные, светлые тона, контрасты, придать цветовому строю этюда цельность, колористическое единство.

Второй тип лессировки – моделирующий. В его задачу входит усиление моделировки, лепки объема формы, получение мягких градаций светотени и цвета на форме, усиление и обогащение цветовых градаций теней.

Если первая прописка достаточно разработана в живописно-пластическом отношении, то лессировка выполняется, как правило, с целью усиления колорита, моделировки формы предметов.

Строя цветовое решение этюда на больших отношениях, надо стремиться исходить из известного в методике ведения живописного процесса принципа – от общего к частному и от частного к общему с последующим синтезом. Это значит, что, найдя и наметив отношения больших масс цвета, тона, нужно должное внимание уделить и детализации изображения – выявлению объема, конструктивного строения, характера деталей. Нужно не терять из вида общее, цельность изображения, постоянно сравнивать этюд с натурой, обобщать ее, отбирая в ней главное, существенное и опуская второстепенное, случайное.

Живопись акварельной работы должна находиться в соответствии с сюжетом, предметно-тематическим содержанием, выражать соответствующие условия освещения, окружающей среды, пространства, в котором находятся предметы.

Читать далее Акварельные этюды по памяти, представлению и воображению

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Живопись | Ваш отзыв »

Отзывы