Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Несобственные свойства цвета

Автор: admin | 19 мая 2015

Несобственные свойства цвета

Под чувством цвета, в отличие от ощущения и восприятия, мы понимаем сложное обогащенное восприятие цвета современным человеком, когда констатируют не только постоянные характеристики цвета, но и возникает сложная сеть представлений, образов, ассоциаций, связанных с цветом. Каждый из оттенков связывается в нашем сознании с определенным состоянием предмета или явления, отсюда и богатство ассоциаций. Цвета имеют субъективные и объективные свойства восприятия. Они вызывают различные психические реакции у человека. К субъективным относятся национальный фактор (раса, этническая группа), культурные традиции региона, возраст, пол, культурный уровень индивидуума, род профессиональной деятельности, особенности нервно-психического склада субъекта.

С этой точки зрения можно разделить свойства цвета на «собственные» и «несобственные». «Собственные» – это те, которые присущи цветам объективно (цветовой тон, светлота и насыщенность). Несобственные свойства объективно цветам не присущи, они возникают как следствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии. Эти свойства имеют скрытую объективную основу, но они не могут быть восприняты и зафиксированы  в их полном содержании вне условий общественной человеческой психики. В основе эмоционального воздействия цвета лежат различного рода ассоциации, связанные более или менее опосредованно с предшествующим опытом.

Деятельность органа зрения может возбуждать и другие органы чувств: осязание, слух, вкус и обоняние. Вот почему мы начинаем слышать цвет, чувствовать его вкус. Так, музыку Моцарта называют «розовой», а синие оттенки, к примеру, вызывают щелочной привкус. Цветовые ощущения могут навевать воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, психические состояния. Все это называют цветовыми ассоциациями, которые можно подразделить на физические и эмоциональные.

К физическим ассоциациям относятся: температурные (теплые, холодные, горячие, ледяные, жгучие); акустические (тихие, громкие, глухие, звонкие, музыкальные); фактурные (мягкие, жесткие, гладкие, колючие, шершавые, скользкие); весовые (легкие, тяжелые, воздушные, давящие); пространственные (выступающие, отступающие, глубокие, поверхностные).

Теплые и холодные цветаТемпературные. В цветоведении принято всю часть спектра, начиная от красного в сторону зеленого, относить к теплым цветам, а часть от голубого к пурпурному – к холодным. Эти определения условны. Они связаны с нашим жизненным опытом. В основе такого различия лежат ассоциации людей с теплыми и холодными предметами окружающего мира. Так, красный, оранжевый, желтый цвета ассоциируются с солнечным светом, огнем; голубой, синий – с цветом льда, неба, вызывающих в нас чувство холода, прохлады или свежести. Чисто зеленый цвет считается нейтральным. Он может быть и теплым, если в нем заметны желтоватые, красноватые оттенки, и холодным, если в нем будут преобладать голубоватые и синеватые оттенки. То же самое можно сказать о пурпурном цвете. Если в нем преобладают красноватые оттенки, то он воспринимаются как теплый, если голубоватые – то, как холодный. При соседстве теплых и холодных цветов теплые делают холодные цвета более холодными, а холодные, наоборот, делают теплые цвета более теплыми. В принципе же понятия «теплый» и «холодный» цвет относительно. Любой холодный цвет рядом с еще более холодным может казаться сравнительно теплым. Равным образом любой теплый цвет рядом с еще более теплым может восприниматься сравнительно холодным.

Акустические. Довольно распространенные в лексиконе художников, понятия несобственных свойств цвета выражают оценки в основном субъективного характера и трудно поддаются словесным определениям. Некоторые из этих характеристик могут быть уяснены посредством других – например, разделение цветов на «глухие» и «звонкие» соответствует разделению в отдельных случаях на насыщенные и ненасыщенные. Коричневый, представляющий собой слабо насыщенный красный или красно-оранжевый, можно охарактеризовать как «глухой» по сравнению с более «звонким» (насыщенным) ярко-красным. Очевидно, здесь имеют место и ассоциации со звуковыми явлениями.

Фактурные. Очень близки к только что названной паре понятия «мягкий» и «жесткий» цвет, это почти синонимы «звонкому» и «глухому». Очевидно, чистый спектральный цвет будет всегда «жестким», неприятно режущим глаз – по крайней мере по сравнению с малонасыщенным мягким цветом. Цвета могут выявлять материальность, фактуру поверхности предметов, могут восприниматься гладкими, шероховатыми, матовыми, блестящими и т. д.

Весовые. Понятие фактуры поверхности тесно связано с понятием структуры, материала предметов. В результате цвет может восприниматься прозрачным, легким или, наоборот, плотным, малопроницаемым и тяжелым. Сравнительно тяжелыми кажутся темные цвета, цвета светлые – легкими. Впечатление плотности, материальности производят также теплые цвета (красные, оранжевые, желтые). В то же время холодные цвета (голубые, синие) кажутся воздушными, легкими. Зеленый цвет по сравнению с голубым и синим кажется более тяжелым и плотным.

При одинаковых условиях синий цвет вызывает ощущение большей удаленности, чем красный

1

При одинаковых условиях синий цвет вызывает ощущение большей удаленности, чем красный

Пространственные. В силу контрастного взаимодействия цветов одни из них кажутся расположенными ближе или дальше своего фактического положения в пространстве. В связи с этим одни цвета воспринимаются как бы выступающими, другие, напротив, как бы удаляющимися в глубину, отступающими. Теплые цвета – желтый, оранжевый, красный, пурпурный и все их промежуточные оттенки – воспринимаются выступающими, а холодные – голубые, синие, фиолетовые и их оттенки – как бы уходящими в глубину. Чисто зеленый цвет занимает промежуточное положение, но по отношению к холодным он кажется выступающим. Традиционная точка зрения этот психологический феномен объясняет также ассоциативным путем, обращая внимание на то, что дальние предметы всегда окутываются синевой.

Цветовая перспектива

Цветовая перспектива

Если светлые цвета кажутся выступающими, то темные, напротив, кажутся отступающими. Такой же эффект можно наблюдать в отношении насыщенных и слабонасыщенных цветов: первые из них будут как бы выступающими, вторые – отступающими.

Тоновая перспектива

Тоновая перспектива

В лексиконе художников встречается такое определение цвета, как «ломаный». Под «ломаными» понимают цвета сероватые, но с заметным цветным оттенком, то есть цвета малой насыщенности и небольшой яркости.

Воздействие цвета вызывает также эмоциональные ассоциации: позитивные (веселые, приятные, бодрые, оживленные, лирические); негативные (грустные, вялые, скучные, трагические, сентиментальные); нейтральные (спокойные, уравновешенные, безразличные). В результате получается, что любое прилагательное в нашей речи соответствует какому-либо цвету или цветовому сочетанию, которые, в свою очередь, вызывают широкий диапазон ассоциаций.

Наиболее однозначно человек реагирует на температурные, весовые и акустические ассоциации. Самые различные группы людей оценивают эти качества цвета в основном одинаково. К самым неоднозначным ассоциациям относятся вкусовые, осязательные, обонятельные и эмоциональные, которые связаны с интимными переживаниями и деятельностью органов чувств. Реакция может быть неодинаковой даже у очень близких людей.

Несобственные свойства цвета, возможно, представляют наибольший интерес для художника, ибо посредством их достигается усиление выразительности и эмоциональной настроенности произведения.

Читать далее Цветовая гармония

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Цветоведение | Ваш отзыв »

Отзывы