Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Символика цвета

Автор: admin | 07 Июн 2015

Символика цвета

Для художника, работающего с цветом, большое значение имеет символика цвета. В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика играла особо важную роль в идейно-образном содержании художественного произведения. Это обстоятельство влияло и на цветопонимание у художников той эпохи, находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации.

Особенно заметная роль принадлежит символике цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий, когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности, и верой в якобы магическую силу цвета. Основными цветами западноевропейской церкви были белый, красный, зеленый, черный, голубой. Белый цвет олицетворял чистоту и непорочность, красный – кровь святого, зеленый – надежду на бессмертие души, голубой цвет символизировал печаль.

1 Крестоносцы средневековья

Крестоносцы средневековья

Известно символическое значение каждого цвета в русской иконописи, обусловленное различными художественными течениями, как местными, так и привнесенными из Византии и от южных славян. В русской иконописи цвет золота символизировал идеи библейского рая, был символом истины и славы, непорочности и нетленности, олицетворял идею очищения души. Красный цвет в иконописи символизировал прежде всего кровь Иисуса Христа, истинно радеющего о грядущем спасении рода человеческого, был также символом пламенности, огня, символом жизни.

2 А. Рублев. Икона Спас в силах

А. Рублев. Икона Спас в силах

Красный цвет (пурпур) в искусстве Византии олицетворял идею императорской власти. Голубой цвет олицетворял идеи созерцательности, являлся цветом неба и горнего мира. Зеленый цвет символизировал идеи надежды, обновления, юности. Часто применялся для обозначения растительного мира райского сада. Белый цвет в русской иконописи символизировал причастность к божественному свету.

3 Византийская мозаика Императрица Феодора со свитой

Византийская мозаика Императрица Феодора со свитой

Однако единой системы, устанавливающей определенное символическое содержание за каждым цветом, не существовало ни в одну эпоху. В каждой стране в известны исторический период складывалась своя символика, но даже и в этих ограниченных рамках она не была устойчива и имела отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался и цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Рыжие борода и волосы считались признаком предательства; в то же время, согласно другим средневековым источникам, красной бородой наделялись положительные персонажи.

4 Средневековые ведьмы

Средневековые ведьмы

Символическое содержание, признанное за тем или иным цветом, подвергалось изменению со временем. Так, например, в раннем немецком средневековье белый и черный цвета противопоставлялись как прекрасный и безобразный, но позже черный цвет теряет свою репутацию безобразного и становится просто контрастной противоположностью белого. В описаниях человеческой красоты говорится, например, о белой как снег коже и черных, как крыло ворона, волосах.

В произведениях искусства отдельные цвета в различные периоды наделялись определенной символической смысловой нагрузкой, но она оказывалась неустойчивой даже в одну и ту же историческую эпоху Разногласие в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране, возможно, объясняется пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы.

5 Красна девица

Красна девица

Вместе с тем эта символика встречается в сказках и легендах многих народов. У большинства народов зелень является символом надежды, потому что связывается в нашем сознании с молодостью, ростом; красный цвет символизирует любовь, потому что это цвет крови, огня; белый – символ невинности, потому что это чистота, свет; черный – символ траура, потому что связывается в сознании с мраком, тьмой. Различные цвета и их сочетания в искусстве разных народов символизировали радость и горе, жизнь и смерть. Однако одни и те же цвета у различных народов олицетворяли часто различные эмоциональные и жизненные ситуации. Например, если у славянских народов цвет траура черный, то у некоторых восточных народов цвет траура белый и т. д.

6 Траурная церемония в Индии

Траурная церемония в Индии

В течение длительного времени исторического развития в сознании людей закреплялись определенные ассоциативные связи различных цветов или цветовых сочетаний с разными жизненными явлениями. В произведениях живописи символика выступает не только носителем дополнительной смысловой нагрузки, но и существенным образом влияет на эстетическое впечатление, производимое отдельным цветом и всей картины в целом.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Цветоведение | Ваш отзыв »

Отзывы