Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Инструменты и материалы акварельной живописи

Автор: admin | 24 Апр 2013

Инструменты и материалы акварельной живописи

В процессе изучения живописи мы будем пользоваться акварельными красками. Свое название они получили от латинского слова «aqua» — вода. От других живописных техник акварель отличается прозрачностью красочного слоя, способностью пропускать свет. Поэтому акварельная живопись – это живопись разведенными на воде прозрачными красками. Акварель обладает широкими возможностями в передаче тончайших тонально-цветовых оттенков натуры, пространственности планов, трепетности воздушной среды, состояния освещенности и т.п. По сравнению с другими живописными техниками диапазон тональных возможностей акварели несколько меньше. Поэтому в целом этюд может быть решен в более светлом общем тоне, чем выглядит в натуре.

Подвижность акварельных красок, подверженность основы (бумаги) повреждениям, ограниченные возможности для исправления ошибок без ущерба для качества работы обязывают внимательно относиться как к работе красками, так и к подготовительному рисунку под акварельную живопись. Вот почему для этюдов длительного характера вначале выполняется хорошо проработанный рисунок на отдельном листе бумаги, который затем переводят на чистый лист бумаги. Наклеив лист на планшет, легкими линиями уточняют рисунок.

Краски. Акварельные краски выпускаются нескольких видов – твердые в плитках; полумягкие в фарфоровых или пластмассовых чашечках; мягкие в тюбиках. Для освоения этой живописной техники пригодны последние два вида красок.

краски

Акварельные краски

Все акварельные краски изготавливаются из цветных порошкообразных пигментов и связующих веществ. Красочный пигмент бывает растительного, животного, искусственного (химического) происхождения или вырабатывается из различных видов глины. Последние, так называемые земляне краски, наиболее прочны, светостойки. Краски, приготовленные химическим путем, менее стойки к воздействию света, они быстро выгорают, разрушаются. Светостойкость красок обозначается на этикетках тюбиков звездочками. Чем больше звездочек, тем устойчивее краска.

По своей структуре красочные пигменты бывают мелкозернистые и крупнозернистые. Мелкозернистые пигменты растворяются лучше, крупнозернистые – хуже. Хорошо растворимые краски более прозрачны, равномерно ложатся и впитываются в бумагу. Если работа ведется длительное время, в первую очередь прокладываются прозрачные мелкозернистые краски, а корпусные, кроющие – на заключительной стадии.

В живописи акварелью яркие, насыщенные, светлые и прозрачные цветовые оттенки всегда можно приглушить наложением красок. Добиться же яркости, прозрачности, сочности цвета после того, как белизна бумаги забита грязными, глухими смесями, практически невозможно.

Бумага. Лучшим основанием для акварели служат различные сорта      ватманской бумаги. Из отечественных сортов хороша бумага ватман с фабричной маркой (водяным знаком) Гознак. Она имеет хорошо выраженную фактурность. Меньше, чем другие, подвержена пожелтению, достаточно эластична и долговечна. На такую бумагу краска ложится ровно, сохраняет чистоту и яркость звучания цвета.

Бумага

Акварельная бумага

Фактурность большинства сортов бумаги выражена с одной стороны листа больше, чем с другой. Поверхность листа с более ярко выраженной фактурой, зернистостью называется рабочей, лицевой. «Сочный» мазок краски, положенный на такую поверхность, стекая с бугорков, несколько светлеет на них, а накапливаясь во впадинах» (порах) зернистой бумаги, темнеет. Когда используется так называемая сухая кладка мазка, на кисть набирается незначительное количество красочной смеси и мазок ложится на неувлажненную поверхность бумаги, краска задерживается в основном на выпуклости бугорков, оставляя во впадинах белые пятна. В результате свет, падая под тем или иным углом к поверхности бумаги, создает дополнительную игру цветовых оттенков, позволяет как бы «дышать» цвету.

Бумагу лучше хранить, положив лист на лист, в закрытых папках или в кассетницах типа большого этюдника. Перед началом работы поверхность бумаги следует увлажнить водой при помощи губки. Лист накладывается на планшет, движением ладоней от центра планшета выравнивается и сгибается по краям планшета под прямым углом. Затем загнутые края с внутренней стороны корытца равномерно смазываются клеем ПВА. Бумагу накладывают на планшет и приклеивают к его торцевым сторонам.

Чтобы бумага имела ровную поверхность и не коробилась во время работы, можно пользоваться также стиратором. Он состоит из планшета и охватывающей рамки. Увлажненная бумага накладывается на планшет и закрепляется охватывающей рамкой. Для зарисовок и этюдов небольшого раз мера бум ага помещается между листами плотного картона и скрепляется двумя петлями из бельевой резинки. При работе верхний картон снимается, бум ага и нижний картон фиксируются резинками по краям планшета. Для работ этюдного характера, набросков, зарисовок удобны и так называемые папки для художников.

Палитра. Палитра для живописи акварелью обязательно должна иметь чистый белый тон. Подбирая на палитре нужный цвет, рисующий соотносит его с тем, как он будет звучать на белой поверхности бумаги.

Палитра

Палитра для акварели

В качестве палитры можно использовать белые облицовочные керамические плитки, покрытые белой эмалью, пластмассовые палитры, имеющиеся в некоторых наборах акварельных красок. Поверхность палитры должна быть гладкой, твердой, чтобы краска не впитывалась в нее. Палитрой может служить тонкое стекло с подложенным под него белым листом бумаги или выкрашенное белой краской с обратной стороны.

Если используется акварель из тюбиков, краски на палитре надо располагать в определенной последовательности. Порядок на палитре и привычка к нему облегчают работу акварелиста – вырабатывается необходимая быстрота владения кистью, красками.

Кисти. Для работы акварелью лучшими являются кисти из волоса колонка, хорька, белки. Они обладают относительной мягкостью и эластичностью и в то же время прочны, упруги, не мнутся при работе.

Кисти

Кисти для акварели

Хорошей кистью для акарели считается та, волоски которой, если их смочить водой и встряхнуть вниз, обираються вместе в конусообразную по форме массу с острым кончиком.

Большие кисти необходимы при выполнении большеформатных работ, оперативних заливок больших плоскостей. Средние кисти хороши для небольших этюдов, работ ученого характера, корда живописный процесс ведется длительно, методом постепенного мнослойного наложения красочного слоя. Мелкие кисти чаще всего применяются в живописи при проработке деталей, заполнении небольших плоскостей. Безусловно, имея опит работы акварелью, все э то можно выполнить и большой кистью.

После окончания работы кисти надо обязательно промыть с мылом теплой или проточной водой, слегка встряхнуть и завернуть в бумажную обертку, а затем уложить в коробку. Просохшая кисть имеет форму конуса, без расходящихся в стороны волосков. Нельзя после работы оставлять кисть в банке с водой концом вниз.

Читать далее Техники акварели

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: Живопись | Ваш отзыв »

Отзывы