Рубрики

Свежие записи

Свежие комментарии

Мета


« | Главная | »

Искусство Древнего Рима

Автор: admin | 31 Янв 2015

Искусство Древнего Рима

Искусство Римской республики. В 4-3 вв. до н. э. Рим сумел подчинить себе весь Апеннинский полуостров, в 3-2 вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и все восточное Средиземноморье. Римляне, как греки и этруски, были язычниками. Но их религия и художественная фантазия была прозаичнее греческой, их мировосприятие — более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали многие религиозные представления, обычаи и основы строительной техники. После завоевания Римом Греции началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне почитали за образец.

1 Аппиева дорога

Аппиева дорога

Во 2 в. до н. э. произведения греческого искусства заполнили общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Помимо подлинников появилось много копий с прославленных греческих скульптур. Но поэтического вдохновения греческого искусства в Риме не было никогда. Римское искусство всегда было более утилитарным. Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей из них, Аппиевой, римские легионеры шли на завоевание государств Средиземноморья.

2 Акведук

Акведук

Со 2 в. до н. э. римляне начинают строить длинные каменные акведуки со свинцовыми и глиняными трубами, по которым шла с гор чистая вода в город. Водой десятка акведуков снабжались термы, фонтаны, дома горожан.

3 Псевдопериптер. Храм Портуна на Бычьем форуме

Псевдопериптер. Храм Портуна на Бычьем форуме

Открытие нового строительного материала — бетона дало новые конструктивные возможности строительства гигантских зданий и сводчатых перекрытий. Снаружи здание облицовывалось мрамором или камнем. В культовом зодчестве римляне использовали либо псевдопериптер, расположенный на высоком подиуме с лестницей с углубленным портиком и полуколоннами, не имеющими конструктивного значения, либо тип ротонды, круглый в плане храма, окруженный со всех сторон колоннами.

4 Ротонда. Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме

Ротонда. Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме

Во времена Республики центральной площадью Рима — Форумом, где кипела вся деловая, торговая и политическая жизнь великого города,— было место между холмами Капитолий и Палатин. Здесь размещались основные общественные здания — сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы, трибуна для ораторов.

5 Римский форум

Римский форум

Здесь ставили прижизненные и посмертные статуи прославленным горожанам Рима. Размеры Форума в 1 в. до н. э. были 160х80 м, но облик его менялся во времени. Храмы наполнялись предметами искусства, вывозимыми завоевателями из городов эллинистического мира. В 55—52 гг. до н. э. на Марсовом поле был построен театр Помпея — уже самостоятельное здание.

6 Театр Помпея на Марсовом поле

Театр Помпея на Марсовом поле

Римский скульптурный портрет — одно из самых величайших достижений римского искусства. В отличие от греческой скульптуры, ставившей своей задачей создание идеально прекрасного образа, римский портрет передает неповторимую индивидуальность модели.

7 Голова старика в покрывале. Мрамор

Голова старика в покрывале. Мрамор

Истоки римского портрета лежат в этрусском погребальном портрете и в древних обычаях самих римлян ставить в домах портретные изображения предков хозяина дома. Восковые или гипсовые отливки этих портретов-масок хранили дома, несли в погребальных процессиях. Подобный обычай научил римских скульпторов точной передаче черт человеческого лица. Бронзу как основной скульптурный материал сменил в 1 в. до н. э. мрамор, и первые мраморные портреты характеризуются некоторой жесткостью и мелочностью в обработке и моделировании формы, но с течением времени натуралистичность уступает место художественному обобщению.

8 Тогатус Барберини. Статуя древнего римлянина с восковыми масками предков в руках

Тогатус Барберини. Статуя древнего римлянина с восковыми масками предков в руках

В статуе в рост римляне решили другую проблему — образ делового человека, оратора, гражданина Республики. Его поза проста и естественна, жест полон достоинства. В лице нет идеализации. Фигура облачена в тогу, отсюда условное название таких фигур — «тогатус».

 Искусство Римской империи. В конце 1 в. до н. э. Римское государство, превращается из Республики в Империю. Первым императором Рима был Октавиан, титулованный Августом, т. е. божественным. Беря за образец греческое искусство, стали изображать Октавиана и других императоров в бесчисленных идеализированных статуях.

9 Август Октавиан

Август Октавиан

Полуобнаженная фигура напоминала греческих атлетов, но всему был придан внешний пафос, модель была явно героизирована. Иногда император изображался в образе бога, чаще всего Юпитера.

10 Алтарь Мира

Алтарь Мира

Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа. Стена Алтаря мира (13—9 гг. до н. э.), установленного на Марсовом поле в Риме, украшена рельефами с изображением жертвоприношений богине Мира. В торжественной процессии принимают участие Август и его семья, его приближенные и сенаторы.

11 Базилика Юлия

Базилика Юлия

Каждый император в поисках славы сооружал новые площади, административные здания, зрелищные сооружения. Октавиан Август расширил Форум, восстановил на нем некоторые здания (Базилику Юлия), построил театр Марцелла (14 г. до н. э.).

12 Театр Марцелла

Театр Марцелла

При Флавиях, императорах Веспасиане и Тите, в 75—82 гг. н. э. был построен огромный амфитеатр для гладиаторских боев Колизей (от латинского слова «колоссеум» — колоссальный). В плане Колизей представляет собой эллипс, его длина 188 м, ширина 156 м. Стена высотой 50 м состоит из трех ярусов сводчатых арок, четвертый—глухой, разделенный лишь окнами. Первый ярус украшен полуколоннами дорического ордера, второй —ионического, третий—коринфского, а верхний —коринфскими пилястрами.

13 Колизей. Реконструкция

Колизей. Реконструкция

Верхний ярус сохранил кронштейны для натягивания тента в случае непогоды и от солнца. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. Под ареной Колизея, на которой могло сражаться сразу до 3000 пар гладиаторов, были размещены помещения гладиаторов, клетки для зверей и система водоснабжения. Арену можно было затопить водой и разыгрывать в Колизее морские бои. Арка и свод, как цилиндрический, так и крестовый, а также бетон в сочетании с кирпичом и мрамором — травертином, примененные в строительстве, стали вкладом римлян в мировое зодчество.

13 Колизей

Колизей

Римлянам принадлежит и тип триумфальной арки, одно-, трех- и пятипролетной, в честь того или иного императора. Так, в 81 г. в честь императора Тита и его победы над Иудеей была возведена однопролетная, шириной 5,33 м, Триумфальная арка на священной дороге, ведущей через римский Форум к Капитолийскому холму. Мраморная арка высотой около 20 м служила постаментом для скульптуры Тита. В аттике над пролетом была высечена посвятительная надпись, арку украшали рельефы с изображением победного шествия римлян, решенные пространственно, в сложных ракурсах и движении.

14 Триумфальная арка Тита

Триумфальная арка Тита

В 79 г. от извержения Везувия погибли города Помпеи, Стабии и Геркуланум. В результате начатых в 18 в. раскопок Помпеи, открылись улицы, довольно широкие, торговая площадь, административные здания, храмы, мастерские ремесленников, гладиаторская школа, жилые дома — одно- или двухэтажные, из кирпича или бетона, с черепичными крышами.

15 Помпеи. Общий вид

Помпеи. Общий вид

Дом делился на две части. Официальным центром был атриум с бассейном посередине, заимствованный римлянами у этрусков. В центре бассейна помещался фонтан, украшенный статуей. В другой части дома, частной, где проходила жизнь семьи, обязательным был заимствованный римлянами от греков перистиль — внутренний двор прямоугольной формы, украшенный фонтанами, нишами. Вокруг атриума и перистиля группировались хозяйственные и жилые помещения.

16 Помпеи. Улица с жилыми домами

Помпеи. Улица с жилыми домами

Полы в богатых домах украшались мозаикой — наборной живописью из естественных горных пород или цветных морских камешков — гальки,   а также из цветной стеклянной пасты (смальты). В доме Фавна в Помпеях раскрыли мозаику площадью в 15 кв. м, изображавшую битву Александра Македонского с персидским царем Дарием. Прекрасно передано возбуждение битвы, даны портретные характеристики греческого полководца и воинов, изображены их одежды и оружие. Мастерству композиции соответствует красота колорита, построенного на сочетании черного, белого, красного, желтого цветов.

17 Битва Александра с Дарием. Мозаика из Помпей. Дом Фавна

Битва Александра с Дарием. Мозаика из Помпей. Дом Фавна

Стены дома расписывались фресками. Во 2 в. до н. э. чаще всего фреска подражала цветному мрамору и разным породам камня, чему римляне тоже научились от греков (так называемый инкрустационный стиль).

18 Фреска из Помпей. Инкрустационный (первый) стиль

Фреска из Помпей. Инкрустационный (первый) стиль

В 1 в. до н. э., еще в период Республики, стиль росписей несколько изменился. Росписи стали включать разные архитектурные детали — колонны, карнизы, пилястры, капители.

19 Фреска из Помпей. Архитектурный или перспективный (второй) стиль

Фреска из Помпей. Архитектурный или перспективный (второй) стиль

Иногда это большие многофигурные композиции, как, например, сцена мистерии, посвященной культу Диониса, на красном фоне стены в Вилле мистерий близ Помпеи. Фигуры Диониса, его жены Ариадны, участников мистерии, танцовщиц поражают гармонией, пластикой движений. Колорит изыскан и сложен: золотисто-желтое, золотисто-розовое сочетается с сиреневым, пурпурным, лиловым (так называемый архитектурный стиль).

20 Фреска из дома Мистерий

Фреска из дома Мистерий. Архитектурный стиль

Позднее уже в период Империи, создается третий стиль, который часто называют «египтизирующим» или «канделябрным» (по египетским мотивам и по мотиву, более всего напоминающему канделябр).

21 Фреска из Помпей. Канделябрный или египтизирующий (третий) стиль

Фреска из Помпей. Канделябрный или египтизирующий (третий) стиль

В 1 в. н. э., особенно во второй половине, росписи наполняются изображением фантастической архитектуры, иллюзорно раздвигающей пространство комнат, предметом изображения становятся сады и парки, долины, реки, холмы и площади, жанровые сцены, натюрморты (дома в Геркулануме). В центре изображения как самостоятельная картина пишется сцена на мифологический сюжет (так называемый фантастический стиль).

22 Фреска из Дома наказанного амура в Геркулануме.  Декоративный или фантастический (четвертый стиль)

Фреска из Дома наказанного амура в Геркулануме. Декоративный или фантастический (четвертый стиль)

Каждый из императоров старался украсить Римский Форум. Наиболее грандиозным был Форум императора Траяна (116х95 м), построенный архитектором Аполлодором. К площади примыкали две библиотеки с латинскими и греческими рукописями. До наших дней сохранилась лишь колонна Траяна, ствол которой более 30 м высотой сложен из 17 барабанов каррарского мрамора. Внутри колонны проходит винтовая лестница. Колонна завершалась бронзовой фигурой Траяна.

23 Колонна Траяна

Колонна Траяна

Колонна облицована плитами мрамора, по которым спиралью в 200 м длиной тянется барельеф, в исторической последовательности изображающий главные события похода Траяна против даков. В рельефах 2500 фигур, 90 раз повторяется изображение Траяна — все трактовано глубоко реалистически, но пронизано пафосом прославления победителя.

24 Колонна Траяна. Фрагмент фриза

Колонна Траяна. Фрагмент фриза

При императоре Адриане был возведен знаменитейший памятник римской архитектуры — Пантеон, «Храм всех богов», построенный из камня, кирпича и бетона в 118—125 гг., круглое в плане здание высотой в 42,7 м, перекрытое куполом 43,2 м в диаметре. Экстерьер Пантеона очень скромен: его украшает лишь портик с коринфскими колоннами из темно-красного гранита; основное внимание уделено интерьеру.

25 Пантеон. Экстерьер

Пантеон. Экстерьер

Пантеон являет собой образец технического совершенства римского зодчества. Отделка интерьера относится к 3 в. Пол храма выложен мраморными плитами. Стена разделена на два яруса. Нижний имеет глубокие ниши, где ранее стояли статуи богов, а верхний расчленен пилястрами из цветного мрамора.

26 Пантеон. Интерьер

Пантеон. Интерьер

Интерьер Пантеона огромен, но гармоничен и соразмерен: диаметр равен высоте храма. Высота стен, на которые опирается купол, составляет половину высоты всего здания. Сокращающиеся в перспективе кессоны (углубления) купола иллюзорно делают его еще более высоким. Освещение интерьера решено отверстием, «окном» в куполе диаметром 9 м, (так называемый глаз Пантеона). Пол под «окном» имеет незаметный скат для стока воды.

27 Вилла императора Андриана в Тиволи

Вилла императора Андриана в Тиволи

Сложнейший комплекс представляет Вилла Адриана в Тибуре (Тиволи). По типу этрусского тумулуса был начат мавзолей Адриана в Риме.

28 Мавзолей Андриана в Риме

Мавзолей Андриана в Риме

2 век — время наивысшего могущества Римской империи. Ее легионы стояли в Британии и Египте, в Северном Причерноморье и Малой Азии. И везде римляне приносили свой образ жизни, свои вкусы и художественный опыт. Римское зодчество в эпоху Империи достигло очень высокого технического и художественного совершенства и послужило образцом для многих последующих веков.

29 Термы Каракаллы. Реконструкция в разрезе.

Термы Каракаллы. Реконструкция в разрезе.

Римлянами был создан еще один тип сооружения — термы, общественные бани. Термы — это целый комплекс сооружений, служащих не только для омовения, но и местом отдыха и развлечения. Самые крупные термы Каракаллы занимали площадь в 11 гектаров.

30 Император Веспасиан

Император Веспасиан

Портретная пластика периода Римской империи характерна своей яркой реалистичностью. Развитие скульптурного портрета эпохи Империи прошло несколько стадий: глубокий интерес к человеческой личности и тонкую характеристику человеческих чувств или их трезвую реалистическую оценку (1 в., портреты Веспасиана, Вителлия), стремление создать идеал, подобный греческому (2 в., изображения Антиноя), и сатирический, обличительный пафос портретов последних веков существования Рима (3—4 вв.).

31 Император Виттелий

Император Виттелий

Менялся и выразительный язык скульптуры. Зрачок, окрашиваемый в портретах 1 в., со 2 в. стали намечать пластически; употреблялась полировка мрамора. В 3—4 вв. появляется техника насечки, подчеркивающая шероховатость мрамора, упрощается скульптурная моделировка.

32 Антиной

Антиной

Географическая пестрота римского мира, варваризация армии, породила много портретов людей неримского происхождения. Глубокой тонкой психологичностью, элегической грустью поражает высокоодухотворенный образ женщины в портрете, условно называемом портретом сириянки.

33 Сириянка

Сириянка

Около 170 г. была отлита конная статуя императора Марка Аврелия, послужившая образцом для последующих европейских монументов. «Философ на троне» Марк Аврелий изображен как бы в глубоком раздумье.

34 Конная статуя римского императора Марка Аврелия

Конная статуя римского императора Марка Аврелия

Со второй половины 2 в. конфликт между индивидом и обществом в связи с глубокий экономическим и социально-политическим кризисом Римской империи находит отражение в портрете.

3 век — период кровавых гражданских войн в истории Рима. Скульптурный портрет этого времени полон жестокими и грубыми образами. Изображения глубоко правдивы, жизненны и беспощадно разоблачительны. Мучительное раздумье, страх, неуверенность, отчаяние на лицах в этих портретах отражают трагические противоречия века (портрет Филиппа Аравитянина).

35 Филипп Аравитянин

Филипп Аравитянин

Огромные пространства античного мира дали возможность развиться разным школам, но в целом римская скульптура с конца 3 в. теряет чувство гармонии, столь свойственное античному мировосприятию. Рельефы триумфальных арок, саркофагов, алтарей беспокойны по настроению, перегружены деталями, в них отсутствует ясность композиции, фигуры деформированы, сами формы измельчены.

Фаюмский портрет

Фаюмский портрет

Единственным известным образцом древней станковой портретной живописи является фаюмский портрет 1-3 вв. н. э., выполненный в технике энкаустики (восковыми красками или темперой на тонких деревянных дощечках или холсте). В фаюмских портретах соединились египетская вера в бессмертие души, эллинистическая просветленность и жизненная достоверность римского скульптурного портрета. Портреты писались при жизни человека с натуры. После смерти изображенного их вставляли в льняные бинты, обертывающие мумию, так, чтобы портрет помещался точно на лице.

Херсонес Таврический

Херсонес Таврический

Особую страницу представляет в античные времена искусство Северного Причерноморья, где были основаны греческие города-государства Ольвия, Херсонес, Феодосия, Пантикапей и др. С 1 в. н. э. Северное Причерноморье попадает под влияние Рима, а к сер. 4 в. – приходит к упадку. Сочетание греческой и местной культуры скифов и сарматов дало искусству Северного Причерноморья самостоятельность в решении архитектурных конструкций, специфику сюжетов в живописи и большое декоративное мастерство, определив лишь ему присущий облик.

В 395 г. произошел раздел Римской империи на Западную и Восточную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Рим был захвачен и разгромлен варварами.

Читать далее Раннехристианское искусство

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы